Батони Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком

Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком

1765. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Batoni Pompeo. Батони Помпео, картины и биография →

Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина итальянского художника Помпео Батони «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком». Размер картины 245 x 172 см, холст, масло. Геркулес, латинская форма имени Геракла. В переносном смысле — человек огромной физической силы. Многие произведения живописца Помпео Батони, ведущего мастера римской школы неоклассицизма, связаны с тематикой гражданского и морального долга. Картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» — одно из лучших произведений такой аллегорической тематики. Эту аллегорию создал в V веке до нашей эры философ Продик. Когда юный Геркулес пас стада своего земного отца царя Амфиона на Киферонских пастбищах, к нему явились две женщины, олицетворявшие Добродетель и Порок. В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини мудрости и воинской доблести. Афродита соблазняла его радостями жизни, Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству. О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Афина указывает на храм на вершине скалы — аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе. Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.
Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Порок, в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «порока» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразной нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов – табу). Порок — противоположность добродетели, персонаж средневековых и ренессансных пьес, аллегория невоздержания.
История итальянского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее →


При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!


Copyright © Small Bay Ltd
Hosted by uCoz