Знаменитые музеи мира

Ян Саудек
Фотоработы и биография

Классика мирового фотоискусства
Галереи фоторабот "Любовь и Порок"
Шедевры стиля Ню 1960-х - 2000-х годов
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Окно в ночь. Сюзанка 1979 Гамлет, принц датский
2001
В галерее изящных искусств 2001 Любители ТВ
1991
О, девственница!
1985

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Вечная ноша
1987
Два двойных четвертых
2002
Эти очаровательные женщины 1987 Сюзанна
1978
Телохранители
1993

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Святая Мишель
2002
Прощай, Жан!
2005
Дамский оркестр
2001
Урок игры на скрипке 2004 Завоевание рая
1995

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Зеленые чулки
1978
У алкоголика
2002
Мальчики и девочки (Габриэла) 1997 О, эти прекрасные
сестры! 1991
О, эти невероятные сестры! 1988

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Габи, бреющая
голову 1982
Скажи мне зеркало
1978
Бедный Йорик!
2002
Танец (Персефона)
2004
Белая плоть
1997

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Белая женщина
1982
Мученик любви
1989
Отец и дочь
1988
Пиета
1990
Как Иисус
1991

Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek Ян Саудек Jan Saudek
Неуловимая мечта
1976
Давид, одиночество навсегда 1969 Девушка
1988
Ида Саудкова
1988
История служанки
1977

Ян Саудек Jan Saudek  Ян Саудек (Jan Saudek) родился в 1935 году в Чехословакии. В молодости Саудек серьезно подумывал о музыкальной карьере, но не сложилось. Он увлекается фотографией и отдается этой страсти на всю жизнь. Ян Саудек уже давно персонаж культовый, и не только в нынешней Чехии или в Европе. Он выставлялся в США еще в далеком 1970 году, и с той поры биеннале и выставки его работ проводились на всех континентах планеты, за исключением Антарктиды. В своих интервью и автобиографиях Ян Саудек менее всего хочет казаться профессионалом,– он явно желает быть этаким почти патриархально богемным артистом, равно экстремальным как в жизни, так и в искусстве, которые он принципиально не разделяет. Экстремальности в произведениях Яна Саудека и вправду предостаточно. Можно предположить, что в социалистические времена самым радикальным было само обращение художника к обнаженной натуре (впрочем, не менее эпатажно выглядят и с рекламным смаком снятые американские джинсы, которыми модели Саудека частично свою наготу прикрывают), даже если Саудек выбирал для своих ню сюжеты в духе "пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает", например, невинные и патетические композиции на тему отцовства-материнства, в которых нежные младенческие тела эффектно сочетаются с хорошо развитыми формами мам и атлетическими торсами отцов. Впрочем, на выставке в московском Манеже целомудренными были далеко не все снимки. Статус "культового" Саудеку сегодня обеспечивают эротические композиции, в которых художник показывает самые нетривиальные аспекты сексуальности.
В 1980-1990-х годах излюбленным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и голыми. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи. Да и фотографии построены так, что предполагают не созерцание, а скорее подглядывание. Впрочем, назвать этот эротический фототеатр шокирующе откровенным нельзя.
В работах Саудека нет физиологичности: для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны и причудливы.
Источники вдохновения Яна Саудека не без основания принято видеть в сюрреализме или классической живописи – он и вправду делает все, чтобы его снимки выглядели не брутальным "мясом", а изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Правда, кажется, что самым близким первоисточником этих цитаций может оказаться отнюдь не, скажем, Рубенс или Магритт, а старинные порнографические открытки – все эти пожелтевшие, чуть смазанные, забавно церемонные снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок.
Сами по себе эти снимки давно являются объектом вполне эстетского и платонического культа. Наверное, жесткая эротика утрачивает свою прямую функцию и обретает эстетические достоинства отвлеченного искусства не только по мере того, как теряют свою актуальность и становятся достоянием истории былые представления о том, что является рискованным или возбуждающим, сколько по мере того, как представленные на них тела исчезают из реальности и остаются только на снимках. Двусмысленность фотографий Яна Саудека – именно в том, что они прикидываются настолько старинными, чтобы казалось, что все, кто для них позировал, просто не могли дожить до наших дней и давно лежат в могиле, хотя, сверившись с реальными датировками, можно с большими основаниями надеяться, что модели пребывают в добром здравии.
Официальный сайт Яна Саудека 

Галерея фотоискусства

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!




Copyright © Small Bay Ltd
Hosted by uCoz