Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Картина французского художника Никола Ланкре «Менуэт». Размер картины 129 x 95 см, холст, масло.
Менуэт (франц. — menuet, итал. — minuetto, от французского слова menu или латинского minutus — малый, мелкий) — старинный грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.
В нотной грамоте пишется в двухколенном складе, в трехдольном размере. Часто на балах за первым менуэтом следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше).
Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноименном миноре. Второй менуэт называется трио.
В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трехголосно. За вторым менуэтом всегда идет повторение первого.
Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.
Музыка первых менуэтов принадлежит Люлли. Менуэт был придворным танцем при Людовике XIV.
Из Франции мода на менуэт распространилась и в другие страны; в России менуэт появился в царствование Петра Великого.
Менуэт писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и новейшие.
В особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввел менуэт в свои симфонии.
Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форму менуэта в музыке композиторы продолжают эксплуатировать.
История французского искусства периода рококо и неоклассицизма. Далее → |