Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старого воина». Размер портрета 108 x 86 см, дерево, масло.
В многочисленных амстердамских портретах 1630-х годов Рембрандт пытается выяснить в изменчивых, противоречивых лицах портретируемых неделимую истину: что в этих
людях верит, а что - убивает, доверяет, сомневается, надеется на милосердие и проявляет его?
В связи с творчеством этого десятилетия следует упомянуть единственное «теоретическое» высказывание Рембрандта,
сохранившееся в письме Константину Гюйгенсу от 12 января 1639 года. В нём Рембрандт определяет художественную
квинтэссенцию картин «Положение во гроб» и «Воскресение» из цикла Страстей, написанного для штатгальтера (обе картины
были созданы в 1639), как «самое большое и естественное движение». Очень неясная и незаконченная формулировка, на
основании которой впоследствии судили либо о внешне-формальной, либо о душевновнутренней целенаправленности Рембрандта.
Вероятнее всего здесь идёт речь о предназначенном для адресата намёке на знаменитого в то время филолога Франциска
Юниуса («О живописи древних», 1637), который в рассуждении о живописном изображении Страстей писал о комплексном
представлении «троичного действенного движения или возбуждения предмета изображения, художника и зрителя»,
опираясь на заимствованную, вероятно, у Дюрера предпосылку: «Таким образом эти движения души любым способом извлекаются
из правды природы». Хотя конечно Рембрандт, ссылаясь на занятость и нехватку времени, отмежёвывается от других положений
Юниуса (Рубенс также говорил о теоретике с оговоркой), поэтому в этом обороте, почти буквально совпадающем с более
ранней оценкой Константином Гюйгенсом изображения Иуды, появляется оттенок иронии.
История голландского искусства периода барокко. Далее → |