Иероним Босх Святые отшельники

Святые отшельники

1505, Дворец Дожей, Венеция.

Hieronymus Bosch. Иероним Босх и его картины →

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей. В триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы. Жития всех троих отражают аскетический идеал и умерщвление плоти, которые был воспеты в трактате «Подражание Христу», постоянную молитву и благочестивые размышления. Фома Кемпийский: "Какую силу самоотречения являет нам жизнь святых отцов, удалившихся в скиты! С какими долгими и мучительными искушениями приходилось им бороться! Как часто одолевал их дьявол! Как жарко и много молились они господу!.. Как велико и горячо было их рвение к усовершенствованию своего духа! Какое мужество выказали они, ведя битву со своими пороками!" Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила "Книга высшей правды" нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. Триптих «Святые отшельники» находится в сильно поврежденном состоянии. Центральная часть. «Святой Иероним». На картине святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нем прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане. Иконография Св. Иеронима достаточно традиционна - распятие, одежды кардинала, пустыня. Но Босх изображает его не погруженным в размышление мудрым старцем, как это было принято, а кающимся аскетом. Иероним молится на развалинах языческого храма, а вокруг него - множество символов зла. Левая створка. «Святой Антоний». На левой створке святой Антоний противостоит любовному натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Святой Антоний — один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На фоне ночного пейзажа, освещаемого на горизонте заревом горящей деревни, Св. Антоний сопротивляется искушениям царицы демонов - обнаженной женщины. Она стоит в пруду возле сухого дерева, окруженная чертями в обличиях рыбы, павлина и уродливых карликов. Правая створка. «Святой Эгидий». На правой створке изображен святой Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, молится пред алтарем. Торчащая из его груди стрела — традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив ее от стрел охотников собственной грудью. Св. Эгидий, отшельник VII века - покровитель калек и нищих. Он молится в пещере, из груди у него торчит стрела. Охотник целился ею в лежащую у ног святого лань, а тот прикрыл лань своим телом. Лань - атрибут святого. Эгидий также прославился чудом прощения грехов, в которых человеку трудно сознаться. При помощи Эгидия ангел во время службы в церкви приносит записочку с исповедью грешника, и грех прощается.
История искусства. Далее →


При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!


Copyright © Small Bay Ltd
Hosted by uCoz