Знаменитые музеи мира

Шампень Филипп

Искусство Франции
Сеть Сайт
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Шампень Людовик XIII, король Франции
Людовик XIII, король Франции
1635, Музей Лувр, Париж
Шампень Благовещенье
Благовещенье, 1644
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Филипп де Шампень
(Philippe de Champaigne) (1602—1674)

Французский художник эпохи барокко. Выходец из Фландрии; Родился 26 мая 1602 года в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. С 1621 года работал в Париже, в 1625 году стал придворным живописцем, в 1648 - одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры. Шампень выполнял декоративные работы в парижских дворцах (в том числе Люксембургском, совместно с Н.Пуссеном) и церквах, писал аскетически-строгие религиозные композиции ("Тайная вечеря", 1648, Лувр, Париж). В психологически заостренных, строгих по стилю портретах, парадных (портрет Дж. Мазарини, Музей Конде, Шантийи) и групповых ("Портрет дочери в образе монахини с аббатисой Агнес", 1662, Лувр, Париж), Шампень сочетал черты фламандской живописной школы с приемами раннего французского классицизма. Чтобы понять весь смысл картины "Аббатиса, мать Катрин Аньес Арно, и сестра Катрин де Сент-Сюзан", нужно знать содержание надписи, которая есть на холсте. Она обращена к Христу, как врачевателю души и тела, и рассказывает, что сестра Катрин (сидящая справа женщина с тонкими чертами лица, в возрасте двадцати шести лет) в течение четырнадцати месяцев страдала от изнурительной лихорадки, которая наполовину парализовала ее тело.
Шампень Ришелье, кардинал Франции
Ришелье, кардинал Франции
1630-е, Музей Лувр, Париж
Шампень
Моисей и десять заповедей, 1648 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Врачи потеряли надежду ее вылечить, но здоровье удалось ей вернуть после того, как настоятельница, мать Аньес, секретарем у которой была Катрин, помолилась вместе с ней. Надпись сообщает, что в честь такого чуда и в знак своей радости отец Катрин, художник Филипп де Шампень написал эту картину. Свет в картине падает, судя по тени, слева, но не нарушает царящий в комнате полумрак. Луч, нисходящий на настоятельницу, имеет явно неземной характер — он воплощает, видимо, тот проблеск надежды, который, как сообщается, мать Аньес почувствовала при последних словах произносимой ими молитвы. Это событие было великой благодатью для монахинь Пор-Руаяль, ибо им угрожало суровое преследование и закрытие монастыря за приверженность аскетическому учению нового реформатора католической церкви Корнелиса Янсена (к великому неудовольствию и иезуитов, и короля). Чудесное исцеление за несколько лет до этого молодой племянницы французского ученого и религиозного философа Блеза Паскаля уже дало повод к гонениям. В раскрытом крохотном реликварии на коленях у Катрин лежит, по-видимому, священный шип с тернового венца Спасителя, которому и приписывались все эти исцеления. Святая благодать, дававшая янсенистам силу исцелять, была наградой за их стойкость. Мать Аньес неустанно призывала в своих проповедях только к одному — просить Бога о силе выносить любые страдания, какими бы мучительными они не были. Монастырь Пор-Руаяль действительно в конце концов закрыли. История бедствий и чудес, происшедших с его обитательницами, всплыла снова столетие спустя, когда были открыты их описания и это величественное произведение. Оно излучает ту непреклонность веры, переживание которой вдохновило художника к созданию этой картины.
Шампень Малая трапеза
Малая трапеза (Тайная вечеря)
1648, Музей Лувр, Париж
Картина Филиппа де Шампень Малая трапеза (Тайная вечеря).
Христос сообщает апостолам, что один из них скоро предаст его. Атмосфера таинства наполняет происходящее. Свет в картине льется из единственного окна, едва освещая заднюю стену. Это подчеркивает объемность фигур и усиливает ощущение драмы и напряжения. В то время как Христос освящает хлеб, апостолы безмолвно выражают свои чувства. Насыщенный цвет драпировок и ритмический узор складок скатерти помогают взгляду зрителя воспринимать картину. В отличие от современных ему художников итальянского барокко. Шампень избегал открыто драматических сцен, однако сдержанные и благородные чувства, переданные в его картинах, отличаются глубиной и внутренней силой. Фламандец по происхождению, Шампснь натурализовался во Франции, где был портретистом при дворе Людовика XIII. Одна из самых известных его работ - строгий, аскетичный портрет кардинала Ришельс в полный рост.
Филипп де Шампень умер 12 августа 1674 года в Париже.


Галерея живописи
Готика Проторенессанс Возрождение Ренессанс Маньеризм Барокко и Рококо
Классицизм Романтизм Импрессионизм Модерн Историзм Экспрессионизм
Сюрреализм Гиперреализм Современная живопись Русская живопись Передвижники Фэнтези Арт


При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!





Copyright © Small Bay Ltd
Hosted by uCoz