|
|
В СловарьХудожники, скульпторы, зодчие, мастера гравюры |
|
|
В |
Живописцы, ваятели, архитекторы |
Эпоха, стиль, жанр |
Вазари Джорджо ☼ Vasari Giorgio |
Чинквеченто |
Валансьен Пьер де ☼ Valencienne Pierre |
Неоклассицизм, пейзаж |
Валледжо Борис ☼ Vallejo Boris |
Фэнтези Арт |
Ван Гог Винсент ☼ Van Gogh Vincent |
Импрессионизм |
Ванлоо Луи Мишель ☼ Van Loo Louis Michel |
Рококо, портрет |
Ван Эйк Ян ☼ Van Eyck Jan |
Готика и Ренессанс |
Ванни Андреа ☼ Vanni Andrea |
Проторенессанс |
Ванни Липпо ☼ Vanni Lippo |
Треченто |
Васнецов Виктор Михайлович ☼ Vasnetsov Victor |
Реализм и Историзм |
Вассилачи Антонио ☼ Vassilacchi Antonio |
Маньеризм и Барокко |
Ватто Антуан ☼ Watteau Antoine |
Рококо |
Вауэрман Филипс ☼ Wouwermann Philips |
Барокко, пейзаж |
Вейден Рогир ван дер ☼ Weyden Rogier van der |
Раннее Северное Возрождение |
Веккьетта Лоренцо ☼ Vecchietta Lorenzo |
Кватроченто |
Веласкес Диего ☼ Velasquez Diego |
Барокко |
Велде Адриан ван де ☼ Velde Adriaen van de |
Барокко, пейзаж |
Велде Виллем ван де ☼ Velde Willem van de |
Барокко, марина |
Велде Эсайас ван де ☼ Velde Esaias van de |
Барокко, бытовой жанр, пейзаж |
Венециано Паоло ☼ Veneciano Paolo |
Раннее Возрождение |
Верещагин Василий ☼ Vereschagin Vasily |
Батальный жанр и Историзм |
Вермеер Ян ☼ Vermeer Jan |
Барокко, бытовой жанр |
Верне Клод Жозеф ☼ Vernet Claude Joseph |
Рококо, пейзаж |
Вероккьо Андреа ☼ Verrocchio Andrea |
Кватроченто |
Веронезе Паоло ☼ Veronese Paolo |
Позднее Возрождение |
Виварини Антонио ☼ Vivarini Antonio |
Венецианская поздняя готика |
Виварини Бартоломео ☼ Vivarini Bartolomeo |
Проторенессанс |
Вигорозо да Сиена ☼ Vigoroso da Siena |
Романское искусство и Готика |
Виже-Лебрен Элизабет ☼ Vigee-Lebrun Elisabeth |
Классицизм, портрет |
Виньола Джакомо ☼ Vignola Jiakomo |
Позднее Возрождение |
Витрувий Марк ☼ Vitruvius Marcus |
Античное зодчество |
Витте Эмманюэл де ☼ Witte Immanuil de |
Барокко, бытовой жанр, пейзаж |
Врубель Михаил ☼ Vrubel Mikhail |
Модерн и Символизм |
Вуэ Симон ☼ Vouet Simon |
Поздний барокко |
Вьен Жозеф-Мари ☼ Vien Joseph-Marie |
Рококо, исторический жанр |
Вюйяр Эдуар ☼ Vuillard Edouard |
Постимпрессионизм |
В Краткий словарь художественных терминов |
Вазопись античная, искусство росписи античных керамических сосудов. Древнейшие образцы вазописи относятся к эгейской эпохе: критские вазы с изысканными растительными узорами ("стиль камарес", 20–18 вв. до н.э.) и живыми лаконичными изображениями морских животных (конце 17–16 вв. до н.э.), строгие по композиции сосуды "дворцового стиля" (конце 15 в. до н.э.) с геометризованным растительным орнаментом, микенские вазы (14–12 вв. до н.э.)со схематичными фигурами людей и животных.
В ранней древнегреческой вазописи выделяются протогеометрический (11–10 вв. до н.э.) и геометрический (9–8 вв. до н.э.) стили с подчеркивающими тектонику сосудов полосами ритмичных геометрических узоров, "ковровый" или "ориентализирующий" стиль (7 в. до н.э.) с полихромными изображениями животных и фантастических существ. Наиболее совершенные памятники вазописи возникли в эпохи древнегреческой архаики и классики: вазы чернофигурного стиля с силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на желтую или красную глину (6 в. до н.э.; выделяющиеся чистотой линий, выразительностью силуэтов, эмоциональной насыщенностью сложных сюжетных сцен работы Эксехия, Амасиса и др.),
и краснофигурные росписи (изображения цвета глины на черном лаковом фоне; возникли ок.530 до н.э.),
прошедшие стадии "строгого стиля" (конце 6 – начале 5 вв. до н.э.; изящные и строгие, при некоторой угловатости рисунка произведения Евфрония, Дуриса, "мастера Брига"), "свободного стиля" (со 2-й четверти 5 в. до н.э.) с вазами,
отличающимися естественностью композиции украшающих их сцен, точностью и лаконичностью рисунка, "роскошного стиля" (конце 5 – 4 вв. до н.э.), для которого характерны перегруженность композиции фигурами, нарушение органического единства росписи и формы сосуда.
С 3 – 2 вв. до н.э. древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором или накладными орнаментальными росписями. |
Валёр (франц. valeur, буквально – цена, ценность),
в живописи и графике оттенок тона, выражающий, во взаимосвязи с другими
оттенками, определенное соотношение света и тени; система валёров, дающих
последовательную светотеневую градацию в пределах какого-либо цвета, позволяет
тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой
глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов. |
Веризм (от итал. vero —
правдивый), реалистическое направление в изобразительном искусстве (скульптор В.
Вела, живописец Дж. Пеллицца), итальянской литературе (Дж. Верга, Л. Капуана, Г.
Деледда), опере (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини) конца 19 века,
близкое к натурализму; характерны интерес к быту бедняков, особенно крестьян,
внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнуто
эмоциональный стиль. |
Версаль (Versailles),
королевский дворцово-парковый ансамбль.
Впервые упоминается в 1075 году. В конце 16 века Версаль был небольшой деревушкой в
лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а
потом охотничий замок, а в 1632 приобрел и деревушку. Людовик XIV, не любивший
Сен-Жермен, решил в 1660 превратить версальский замок в королевский дворец. В
1682-1789 годах Версаль — главная резиденция французских королей.
Апартаменты королевского дворца в Версале оформлялись по эскизам придворного
художника Шарля Лебрена.
Один из крупнейших в мире дворцово-парковый ансамбль Версаля в стиле
французского классицизма вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624,
перестроен архитектором Ф. Леруа в 1631-34). В результате нескольких
строительных периодов (1661-1668, архитектор Л. Лево; 1670-1674, архитектор Ф. д'Орбе; 1678-1679,
архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) он был превращен в обширный дворец (длина фасада 576 м)
с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.).
Регулярный парк (площадь свыше 6 тыс. га) с бассейнами, фонтанами и
скульптурами.
В основу планировки города Версаля, где селилась знать, легли три дороги (в
Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца. Точка
соединения этих дорог в курдонере (парадном дворе) отмечена конной статуей
Людовика XIV (2-я четверть 19 века, скульптор Л. М. Л. Птито).
Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с
бассейнами и с Большим каналом (длиной 1520 м) — ось симметрии четкой сети
прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е годы, архитектор А. Ленотр) с
нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и
др.). К северу от Большого канала — дворцы Большой Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар)
и Малый Трианон (1762-1764, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный
пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина»,
мельница, молочная ферма; 1782-1786, скульптор P. Мик и художник Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с
характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее
влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских
стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей. До сих пор по
традиции в Версале проводятся концерты на воде. |
|
|
|
|