Знаменитые музеи мира
 

П Словарь

Живописцы, зодчие, мастера иконописи и гравюры
Сеть Сайт
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
П Художники, скульпторы, архитекторы Эпоха, стиль, жанр
Палладио Андреа ☼ Palladio Andrea Позднее Возрождение
Палисси Бернар ☼ Palissy Bernard Чинквеченто Керамика
Пальма Веккьо Якопо ☼ Palma Vecchio Ренессанс
Паннини Джованни Паоло ☼ Pannini Giovanni Paolo Рококо, ведута
Паркес Майкл ☼ Parkes Michael Магический реализм
Пармиджанино Франческо ☼ Parmigianino Francesco Маньеризм
Паскаль Даньян-Бувере ☼ Paskal Dagnan-Bouveret Академизм
Патинир Иоахим ☼ Patinir Jochim Северный Ренессанс
Пеллегрини Антонио ☼ Pellegrini Antonio Барокко и Рококо
Пеннингтон Брюс ☼ Pennington Bruce Фэнтези Арт
Перино дель Вага ☼ Perino del Vaga Маньеризм
Перлстайн Филип ☼ Pearlstein Philip Современная живопись
Перов Василий ☼ Perov Vasily Реализм
Перро Клод ☼ Perrault Claude Барочный классицизм
Перроно Жан Батист ☼ Perroneau Jean-Baptiste Реализм, пастельный портрет
Персье Шарль ☼ Percier Charles Ампир Архитектура
Перуджино Пьетро ☼ Perugino Pietro Возрождение
Перуцци Бальдассаре ☼ Peruzzi Baldassare Ренессанс
Пигаль Жан Батист ☼ Pigalle Jean Baptiste Классицизм Скульптура
Пизанелло Антонио ☼ Pisanello Antonio Кватроченто
Пизано Никколо ☼ Pisano Niccolo Проторенессанс
Пикабия Франсуа ☼ Picabia Francois Абстракционизм
Пикассо Пабло ☼ Picasso Pablo Экспрессионизм
Пилон Жермен ☼ Pilon Germain Чинквеченто Скульптура
Пинелли Бартоломео ☼ Pinelli Bartolomeo Неоклассицизм
Пинтуриккио ☼ Pinturicchio Раннее Возрождение
Пиранези Джованни ☼ Piranesi Giovanni Неоклассицизм, гравюра
Писсарро Камиль ☼ Pissarro Camille Импрессионизм
Поллайоло Антонио ☼ Pollaiolo Antonio Кватроченто Скульптура
Понтормо Якопо ☼ Pontormo Jacopo Маньеризм
Порселлис Ян ☼ Porcellis Jan Барокко, марина
Порта Джакомо ☼ Porta Giacomo Барокко Архитектура
Поттер Паулюс ☼ Potter Paulis Барокко, пейзаж
Поттер Фредерик ☼ Potter Frederick Фотореализм
Поццо Андреа ☼ Pozzo Andrea Барокко
Прайор Скотт ☼ Prior Scott Гиперреализм
Приматиччо Франческо ☼ Primaticcio Francesco Маньеризм Скульптура
Прюдон Пьер Поль ☼ Prudon Pierre Paul Поздний классицизм
Прянишников Илларион ☼ Pryanishnikov Illarion Русская живопись
Пуссен Никола ☼ Poussin Nicolas Классицизм
Пьеро делла Франческа ☼ Piero della Francesca Раннее Возрождение
Пьеро ди Козимо ☼ Piero di Cosimo Ренессанс
Пьетро да Кортона ☼ Pietro da Cortona Барокко
Пьяццетта Джованни ☼ Piazzetta Giovanni Позднее Барокко
Пюви де Шаванн Пьер ☼ Puvis de Chavannes Pierre Символизм
Пюже Пьер ☼ Puget Pierre Барокко


П   Краткий словарь художественных терминов
Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В 14 веке в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи, а также самобытные позднеготические мастера Альтикьеро и Аванцо. К середине 15 столетия здесь сформировалась самостоятельная школа, в которой позднеготические черты сочетались с поисками чеканно-ясной пластической формы; крупнейшим мастером Падуанской школы был А. Мантенья.
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец), тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Классическое палаццо, сложившееся в 15 веке (преимущественно во Флоренции, в творчестве Ф. Брунеллески, Микелоццо да Бартоломмео и др.), представляло собой 3-этажное (реже 2- или 4-этажное) здание, выходившее фасадом на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, окруженный арочными галереями. С 16 столетия в оформлении фасадов палаццо усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора, общая композиция обрела большую связь с городским окружением и природной средой (постройки Браманте, Рафаэля и др.). В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.
Палладианство, направление в европейском зодчестве 17–18 веках, развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора А. Палладио. Созданные им строго упорядоченные и вместе с тем разнообразные по композиции и ордерному декору типы городского дворца, загородной виллы, церкви приобрели широкую популярность среди зодчих, выступавших против архитектурных принципов барокко. В 17 столетии наиболее последовательное выражение палладианство получило в архитектуре Великобритании (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на 18 век, когда английские (У. Кент, К. Кэмпбелл и др.) и немецкие (Г.В. Кнобельсдорф и др.) зодчие возводили здания, отмеченные строгой простотой и изяществом форм, целесообразностью планировки, органической связью с окружающей средой, в том числе с пейзажными парками.
Панно (франц. panneau, от лат. pannus – кусок ткани), часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т.п.) и заполненная скульптурными или живописными изображениями; также картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для постоянного (реже временного) украшения определенного участка стены или потолка.
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta – тесто), живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из растертых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и пр.; также произведение, выполненное в этой технике. Художественный эффект Пастели основан на особой чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть нежной, бархатистой поверхности произведения. Работа штрихом, а не мазком сближает технику пастели с графикой.
Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине 15 века, но работавшие в этой технике мастера 16–17 столетий (Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии и др.) не переступали традиций чистого графического рисунка. Живописные возможности пастели были реализованы в творчестве таких мастеров 18 века, как М.К. де Латур, Ж.Б.С. Шарден, Ж.Б. Перроно во Франции, А.Р. Менгс в Германии, Ж.Э. Лиотар в Швейцарии. В 19 столетии новые, доступные пастели средства художественной выразительности (богатство фактуры, экспрессивная сила линии) открыл Э. Дега.
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки (городской архитектурный пейзаж – ведута), морские виды (марина) и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Зарождение пейзажа в европейском искусстве было ознаменовано заменой условных (золотых или орнаментальных) фонов пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии, Я. ван Эйк в Нидерландах, К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии). В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и мастера дунайской школы) и в небольших живописных композициях, где образ природы составляет единственное содержание картины (А. Альтдорфер) либо безраздельно господствует над сценами переднего плана (И. Патинир). В пейзаже барокко Я.П. Рубенс, С. Роза, А. Маньяско) главенствует стихийная мощь природы, в произведениях голландских пейзажистов 17 века, – поэтическое ощущение ее тесной связи с жизнью человека (произведения Я. ван Гойена, Х. Сегерса, Я. ван Рёйсдала, М. Хоббема, Я. Вермера Делфтского и др.). В 18 веке широко распространился видовой городской пейзаж., топографически точный в ведутах Каналетто и Б. Беллотто, тонко-лиричный в картинах Ф. Гварди. Предромантическими веяниями пронизаны пейзажи с изображением руин Ю. Робера, интимно-лирические фоны в картинах Ж.О. Фрагонара и Т. Гейнсборо. В пейзаже 1-й половины 19 столетия преобладали тенденции романтизма (К.Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии, Й.А. Кох в Австрии, У. Тёрнер в Великобритании); одновременно в творчестве Дж. Констебла в Великобритании, раннего К. Коро во Франции, К. Блехена в Германии закладывались основы реалистического пейзажа середины – 2-й половины 19 века: особая чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы, интерес к проблемам пленэра, к национальному своеобразию ландшафта. Эти черты свойственны произведениям мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле во Франции, Маккьяйоли в Италии, А. фон Менцеля в Германии, Я.Б. Йонгкинда в Голландии и др. Доминирующее положение занимает пейзаж в творчестве мастеров французского импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей); на рубеже 19 и 20 веков П. Сезанн утверждал в своих пейзажах монументальную мощь и конструктивную структурность естественных ландшафтов, В. ван Гог стремился к нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, П. Гоген радикально переосмыслял образ идиллического пейзажа.
Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В зависимости от принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные исторические формы: так называемая рыбья кость в античном изобразительном искусстве, так называемая обратная перспектива в средневековом искусстве Европы и Византии, так называемая параллельная перспектива в живописи Китая и Японии. Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в эпоху Возрождения, интерес его мастеров к объемности и материальности пространственных форм способствовали превращению идеи научно обоснованной, адекватной зрительному восприятию перспективы в одну из главных художественных проблем времени. Последовательная система линейной или прямой перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления от переднего плана, разрабатывалась итальянскими мастерами 15 века (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло), художниками Нидерландов и Германии (братья Х. и Я. ван Эйки, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита. В эпоху барокко перспектива обогатилась сложными ракурсами, предполагающими необычные (в том числе сильно пониженные или повышенные) точки зрения.
В конце 19 – начале 20 веков некоторые художники, осознавшие формализм многих моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность точки зрения, отсутствие корректировок на бифокальность зрения и т.д.), использовали так называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану в произведениях П. Сезанна).
Платереско (исп. plateresco, от platero – ювелир), архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля, возникшего в конце 15 столетия, стало тончайшее архитектурное узорочье, имеющее плоскостно-ковровый характер. Не затрагивая конструктивную основу зданий, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее – на ренессансные формы. С 1530 годов в платереско проникает все больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т.п.), а также ордерных элементов, вносящих определенную упорядоченность в декор, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности. Во 2-й половине 16 века в большинстве районов Испании платереско вытесняется суровым стилем "десорнаментадо" (или "эрререско"), созданным архитектором Ф. де Эррерой Старшим.
Плафон (от франц. plafond – потолок), в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. В более узком смысле – произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры, украшающее подобное перекрытие. Живописные плафоны исполнялись непосредственно на перекрытии (в технике фрески, масляной, клеевой живописи и т.п.) или на прикрепляемом к потолку холсте (панно). Как часть декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений живописные и скульптурные плафоны получили широкое распространение в европейском искусстве 17 – 19 веков.
Пленэр (франц. plein air, буквально – открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в художественную практику в 1-й половине 19 века (Дж. Констебл в Великобритании), в середине 19 века приверженцами пленэра выступили К. Корои мастера барбизонской школы во Франции. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2-й половине 19 столетия в творчестве мастеров импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др.
Полиптих (от греч. polyptychos – состоящий из многих складок или дощечек), многостворчатый живописный или рельефный складень либо несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.


Галерея живописи
Готика Проторенессанс Возрождение Ренессанс Маньеризм Барокко и Рококо
Классицизм Романтизм Импрессионизм Модерн Историзм Экспрессионизм
Сюрреализм Гиперреализм Современная живопись Русская живопись Передвижники Фэнтези Арт


При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!




Copyright © Small Bay Ltd
Hosted by uCoz