|
|
|
|
|
Фроман Никола
(Froment Nicolas) (?1435—1484/1485)
Французский художник авиньонской школы. Никола Фроман принадлежал к числу крупнейших живописцев Франции второй половины XV века.
О Фромане, французском мастере, работавшем в Экс-ан-Провансе и его окрестностях, известно очень мало.
Точная дата рождения художника неизвестна, историки предположительно считают годом рождения 1435.
Никола Фроман, упоминается в документах с 1460 года — до 23 декабря 1484. Одни
специалисты считают местом рождения Фромана город Узе (Лангедок), поскольку он впервые упоминается в
документах этого города. |
|
|
|
|
Другие считают его выходцем из Артуа или Пикардии, поскольку ранняя манера живописи
художника свидетельствует о южнонидерландской выучке. Художник уделял особое внимание деталям и был очень чувствителен к тонким эффектам света и цвета - эти элементы он заимствовал, возможно, у Яна ван Эйка.
Большинство ученых согласно с тем, что в 1460-1461 годах Никола Фроман жил в Нидерландах, и это подтверждает исполненный им в те годы триптих «Воскрешение Лазаря».
Приблизительно в 1465 году художник перебирается в Авиньон, где имеет большой успех, получая множество заказов от частных лиц и
Городского Совета, который позволил ему приобрести три смежных дома на углу площади Пюит-де-Бёф, являвшейся главной торговой площадью
города и находившейся недалеко от папского дворца. Около 1475 года Никола становится придворным художником короля Рене Анжуйского,
который с 1471 года постоянным местом своего жительства вновь сделал Прованс. В середине 1475 Рене заказывает ему триптих «Неопалимая Купина». 1476 годом датируется документ, сообщающий
о последней известной оплате работ художника: в 1476 году Рене Анжуйский приобрел в Авиньоне новое здание для своей резиденции и
привлек Никола Фромана вместе с другими художниками для его обновления и украшения.
До наших дней дошло всего две достоверные работы Никола Фромана. Это триптих «Воскрешение Лазаря» и триптих «Неопалимая купина».
Остальные немногие произведения приписываются ему по аналогии.
Триптих «Воскрешение Лазаря» считают свидетельством того, что Фроман в 1460-1461 годах
жил в Нидерландах и принадлежал кругу художников Рогира Ван дер Вейдена. Произведение имеет подпись художника и дату — 18 мая 1461 года.
Поскольку эта работа издавна находилась во Флоренции (ныне она хранится в галерее Уффици), ученые предполагали, что Никола Фроман
в 1460-х годах находился в Италии, где ее и написал. Однако более тщательные исследования прояснили ситуацию следующим образом.
Триптих заказал художнику Франческо Коппини, который был папским легатом в северных странах с 1459 по 1462 год. Коппини вернулся
в Италию с этим триптихом, а впоследствии, исходя из каких-то политических расчётов, подарил его правителю Флоренции Козимо Медичи,
который до своей смерти в 1464 году успел пожертвовать триптих францисканскому Конвенто дель Боско в Мугелло, где он хранился до XVIII века.
Стиль этого произведения близок манере Рогира Ван дер Вейдена. Рисунок угловат, готичен,
а в самих сценах ощущается переизбыток людей и предметов, характерный для
молодых художников, желающих продемонстрировать, что они могут изобразить все.
Лица персонажей типизированы и выглядят почти одинаково. В левом верхнем углу
изображен молодой человек, чье лицо некоторые исследователи считают
автопортретом Никола Фромана. На створках алтаря изображены сцены «Марта извещает Христа о смерти Лазаря» и «Мария Магдалина омывает ноги Христу».
Картина Никола Фромана «Неопалимая купина».
Моисей пас овец у своего тестя Иофора и был поражен видением горящего тернового куста. В знак почтения перед этим небесным видением Моисей снял свою обувь.
Слева изображен ангел, который также был свидетелем этой сцены. Согласно Библии, Бог говорил с Моисеем из горящего куста. Бог сказал, что Моисей должен избавить народ Израилев от гнета и вывести его в землю, где течет молоко и мед.
Фроман включил в композицию образ Мадонны с младенцем, потому что горящий, но неопалимый терновый куст считался символом Марии, которая родила младенца, сохранив чистоту.
Исполненная по заказу короля Рене Анжуйского для собора Сен-Совер, эта картина является центральной частью триптиха.
Триптих «Неопалимая купина является вершиной творчества Никола Фромана. Он создан пятнадцать лет спустя после «Воскрешения Лазаря», и перемены в
творческом подходе Фромана поразительны. Здесь он отходит от угловатой манеры письма и под явным влиянием произведений авиньонской
школы, синтезировавшей итальянские и нидерландские элементы, создаёт удивительное произведение с фантастическим сюжетом,
реалистичными позами персонажей и мягкими, текучими тканями одежд. Триптих был заказан Рене Анжуйским, поэтому на створках изображен
как сам донатор король Рене, так и его вторая жена Жанна де Лаваль. Канонический контекст мифа о том, как Моисею в горящем кусте
явился сам Иегова, изменен здесь в соответствии с культовыми особенностями позднего средневековья (распространенностью культа
Мадонны) — Моисею является не Иегова, а Богоматерь с младенцем, который к тому же держит в руке зеркало, в коем отражаются он сам
и Мария. В правом нижнем углу изображен Моисей, потрясенный всем этим, а в левом углу ангел, жестом успокаивающий пожилого пророка.
В центре композиции равнодушно пасутся овцы и козы, не видящие ни горящего куста, ни ангела. Картина полна символов, как это
было принято в готической живописи периода её расцвета.
Кроме этих двух замечательных работ Никола Фроману приписываются ещё несколько произведений: «Диптих Матерона» с изображением Рене
Анжуйского и Жанны де Лаваль, заказанный для короля Рене его другом Жаном Матероном (Париж, Лувр), «Мадонна в печали», фрагмент
от большой картины (США, частное собрание), рисунок «Преображение» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Мужской портрет» (Филадельфия,
Музей искусства), однако не все эти произведения можно с твердой уверенностью считать работами Фромана.
После смерти Рене Анжуйского Фроман продолжал работать для Городского овета Авиньона до самой своей смерти.
Дату кончины живописца относят к 1483-1484 годам. У Никола Фромана был сын, Никола-младший, который тоже стал художником (ок. 1467—1522). |
|
|
|
|
|