|
|
|
|
|
Гро Антуан Жан
(Gros Antoine-Jean) (1771–1835)
Французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист. Антуан Жан Гро
родился 16 марта 1771 года в Париже.
Обучался живописи Гро первоначально у своего отца, художника-миниатюриста, затем с 1785 у Жака Луи Давида, а с 1787 года в парижской Королевской
академии живописи и скульптуры. С 1793 по 1801 год Гро работал в Италии, затем в Париже. В 1800-е годы Гро становится официальным живописцем батальных сцен при
Наполеоне I. Он создает овеянных духом патетической героики картины, посвященные походам и битвам
французской армии (“Бонапарт на Аркольском мосту”, 1796, “Наполеон в госпитале
чумных в Яффе”, 1803–1804, “Битва при Эйлау”, 1808, – все в Лувре, Париж), пишет
представительные парадные портреты (князь Б.Н.Юсупов в татарском костюме, 1809,
Музей изобразительных искусств, Москва; полковник Ф.Фурнье-Сарловез, 1812, Лувр,
Париж). В картинах Гро острота сюжетов, драматические контрасты и живописные эффекты разрушали каноны батального жанра
эпохи классицизма; заключенные в них тенденции предромантизма оказало влияние на творчество Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Гро,
живописец наполеоновских баталий, имел |
|
|
|
|
единственную
модель — самого генерала Бонапарта, и у него никогда не было времени слишком
долго заниматься проблемой колорита, подбирая цвета. Только однажды Гро не спешил — когда в Милане в конце 1796 года в присутствии Жозефины,
гражданки Бонапарте, увековечивал ее мужа в самый напряженный момент боя на Аркольском мосту, закончившегося блестящей победой
генерала Бонапарта. Генерал хватает флаг и под градом картечи устремляется вперед (с ледяным взором оглядываясь на войска позади),
чтобы поднять дух у своих гренадеров. Это наиболее динамичное из всех изображений Бонапарта.
Отдельные военные действия в Италии Гро довелось наблюдать, но в основном он был занят писанием портретов — в Неаполе, во Флоренции,
в Женеве. Художник произвел благоприятное впечатление на генерала и был назначен членом комитета по отбору произведений,
конфисковавшихся из итальянских галерей. Гро стал официальным художником Бонапарта, но в египетскую военную кампанию его не включили.
Вместо этого ему предлагалось довольствоваться набросками и информацией Виван-Денона, документировавшего каждую военную операцию,
чему Бонапарт обычно противился и на что следовал классический ответ: "Если Вы перестанете одерживать победы, Виван-Денон перестанет их документировать". В конкурсе на картину о битве под Назаретом победил Хеннекен, соперник Гро, замысел
которого сочли более героическим. Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе. Этой картине
предназначалось стать напоминанием о божественно-магической силе Бонапарта, которой, как считалось, он обладал. Полководец изображен
прикасающимся к больному чумой жестом, напоминающим жесты врачующего Христа и неверящего Фомы, в окружении несчастных, ютящихся под
высокими арками; вдали открывается пейзаж, который Гро позаимствовал из двух разных гравюр, соединив виды города и его дальних
окрестностей в несочетаемое целое. В действительности, как известно, Бонапарт быстро прошел через лазарет, успокаивая его обитателей
и говоря, что они больны не чумой, и уехал; взятие Яффы сопровождалось всеми ужасами войны. Картина вызывает ощущение причудливое и
волнующее, ее образный строй наложил заметный отпечаток на искусство романтизма.
Картина Гро "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту".
Непобедимый Наполеон наносит поражение итальянской армии в Аркольской битве в 1796 году. Решительное выражение лица Бонапарта, вероятно, было взято с натуры, что
придает картине большую достоверность. Это не столько обобщенное изображение победы, сколько изображение определенного события современной истории. Пройдя
обучение у своего близкого друга Жака Луи Давида, работавшего в стиле неоклассицизма, Гро, вопреки этому, возглавил движение реализма и романтизма, зародившееся
во французской живописи в конце XVIII века. Его сумрачный колорит и натуралистически трактованные картины были своеобразной реакцией на яркий цвет и условно-
театрализованные композиции неоклассицистов. При Наполеоне Гро был назначен придворным баталистом и прекрасно передал дух своего времени. Однако в 1820-е годы он
попытался вернуться к неоклассицизму, и популярность художника упала. Искусство Гро было предано полному забвению и 26 июня 1835 года в Медоне Гро покончил с собой. |
|
|
|
|
|