Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth) (1697—1764).
Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее
явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и
привилегиями. Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, и прежде всего с Фильдингом, который
обличал пережитки феодального прошлого и уродства буржуазного уклада жизни. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было
новым явлением в художественной жизни Англии.
Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области
гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Его первые живописные произведения в
известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах
персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой. Таковы «Карьера мота» (1732—1735, Лондон, Музей Соуна),
«Модный брак» (1743—1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления
действительности того времени. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Распространенные в гравюрах художника,
эти серии имели большой общественный резонанс.
Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше,
который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом
умалишенных. «Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия
Хогарта, состоит из шести полотен; это правдивая и поучительная история брака по
расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют
здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения. Открывает
серию картина заключения брака, фактически уподобленного торговой сделке
разорившегося графского сынка и дочери богатого торговца. Со скучающим видом
отвернулись друг от друга молодые, в то время как их родственники оформляют
брачный контракт. Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней
каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы,
о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома, из
которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов. Серию завершает
трагическая развязка — гибель ее героев. С удивительным мастерством передает
Хогарт последовательность хода событий, раскрывает характеры действующих лиц, их
взаимоотношения, нравы, привычки. По его картинам можно писать целые рассказы.
Каждая из картин — законченное самостоятельное произведение, все вместе они
объединены одной идеей и дополняют друг друга. Художник заостряет внимание на
узловых моментах повествования, усиливая достоверность изображаемого
воссозданием конкретного места действия. Он прибегает к неожиданно резким
сопоставлениям и тяготеет к анализу. Остро и насмешливо наблюденные детали
позволяют угадывать события, предшествующие и последующие. Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных» (из серии «Модный брак»).
Время около полудня, на полу валяется перевернутый стул, карты разбросаны по ковру, а сборщик долгов в раздражении закатывает глаза.
Бессонные ночи, отданные пьянству и игре в карты, чрезмерные траты денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине.
Хогарт подвергает критике не только нравы, но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки на камине, витиевато украшенные часы и мраморный бюст, более похожий на поросенка, чем на римского патриция.
Поступив в обучение к Фавору, будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью. Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает
средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю.
Картины маслом переводились в гравюру, и их широкое распространение принесло художнику известность.
Гармония мягких розоватых, серебристых, оливковых тонов способствует передаче
внешнего благосостояния внутренне опустошенного мира, обреченность которого
находит выражение в суматошном ритме линий, пронизывающем композиции. Хотя картины
Хогарта по времени и отчасти по манере живописи близки
работам художников рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими.
Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего
бедноту в состояние полного отупления, к утрате всего человеческого (гравюры «Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). В ряде работ он
высмеивает ограниченность духовенства, показную сторону религии (гравюра «Спящий приход», 1736). Серия картин «Выборы в парламент»
(ок. 1754 г., Лондон, Музей Соун) смело обнажает одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых»
местечках и сбор голосов, приобретенных у больных и идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы.
Высмеивая пороки современного ему английского общества, Хогарт чаще всего не искажает действительности, что отличает его работы от
карикатуры, но иногда прибегает к приемам гротескного преувеличения.
Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути
критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.
Гуманизм и демократизм Хогарта остро проявляются в реалистических портретах, которые он писал на протяжении всей жизни. Непримиримый
противник шаблона светских портретов, он обращается обычно к портретированию родственников, близких ему людей. Исполненные с
проникновенностью и теплотой «Автопортрет» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1744), портреты слуг (все — в Лондоне, в галерее
Тейт) утверждают образы положительных героев, поднимают значение личности вне зависимости от ее социальных рангов. Самый живой и
значительный среди них образ — «Продавщица креветок» (1760-е годы, Лондон, Национальная галерея), как бы выхваченный из потока уличной
толпы. В этом свободно и смело написанном этюде проявилось глубокое уважение художника к людям труда, и вместе с тем этюд, фиксирующий
неповторимо своеобразные черты, дает глубокий обобщающий образ. Обаяние молоденькой, бойкой продавщицы, ее искрящаяся улыбка,
стремительность движения подчеркнуты свободной динамикой трепетного мазка. Здесь же с наибольшей яркостью сказались новаторские
искания Хогарта-колориста: эффекты разложения цвета, широкая фактура живописи. Все это сближает картину «Девушка с креветками» с
замечательными произведениями мировой живописи в этом жанре.
Хогарт — один из первых английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма, ищущим
красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. Его теоретическая
и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с организацией художественных выставок, с преобразованием
преподавания в художественной школе на демократических началах. Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу.
Его сатирические циклы получили широкий отклик в европейском искусстве 19 века. Но в Англии у него не было достойных преемников; не
получил дальнейшего развития в английской живописи 18 столетия и бытовой жанр.
Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета, имевшему прочные установившиеся традиции,
идущие от Гольбейна и национальной портретной миниатюры. В борьбе с отживающими, устаревшими схемами рождались принципы реалистического
портрета. И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом
отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты
в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых
традиционных схем парадного портрета.
История зарубежного искусства → |