|
|
|
Деодато Орланди (Deodato Orlandi) (1284-1332)
Итальянский живописец периода готического искусства.
Деодато Орланди как художник сформировался в Лукке, но много работал в Пизе.
Общепризнанной считается точка зрения, что его обучение и формирование
происходило в мастерской Берлингьери, которая очень активно работала в Тоскане
во второй половине 13 века, создавая произведения в византийском стиле. В
документах Деодато Орланди (Daticcius Orlandi) фигурирует как живописец и декоратор
гербов, что свидетельствует о широком диапазоне его творческих способностей и интересов.
Орланди Деодато не был художником, создавшим свой стиль, его искусство довольно
эклектично, в разные периоды он попадал под разные влияния. Традиция, идущая от
византийцев и Берлингьери, которую можно видеть в самом раннем его произведении
– расписном кресте, созданном для церкви Сан Франческо (ныне в музее Сан Маттео,
Пиза), в дальнейшем смешивалась у него с влиянием со стороны Чимабуэ и Джотто.
Деодато Орланди приехал в Пизу в молодом возрасте. В этом городе наряду с другими
работами, он занимался мозаиками в пизанском соборе, теми же самыми, над
которыми трудился Чимабуэ. Вероятно, здесь он познакомился с новыми
художественными идеями, которые сказались в первую очередь на типологии
расписных крестов, которые он создал в дальнейшем. В период своего пребывания в
Пизе Чимабуэ создал свою знаменитую картину «Маэста» (Париж, Лувр), ставшую
прообразом для аналогичного произведения Джотто, и определенно повлиявшую на
творчество Деодато Орланди, поскольку дальнейшие произведения Орланди, созданные
в первое десятилетие 14 века – четыре варианта «Мадонны с младенцем и ангелами»
(Пиза, музей Сан Маттео; Лукка, музей Вилла Гвиниджи; Париж, Лувр; и Альтенбург,
музей Линденау) несут в себе явные следы влияния флорентийских инноваций.
Сегодня существуют четыре подписанных и датированных художником произведения:
«Расписной крест», написанный им для пригородного конвента Сан Чербоне (1288,
Лукка, музей Вилла Гвиниджи); «Мадонна с младенцем, св. Домиником, Яковом,
Петром и Павлом» (1301, Пиза, музей Сан Маттео); «Расписной крест» (1301, Сан
Миниато а Тедеско, Консерваторио ди Санта Кьяра); и «Мадонна с младенцем»
(1308, частная коллекция, Нью-Йорк). Кроме этого по стилистическим признакам
Орланди приписывается еще несколько произведений: фреска в монастыре Святого
Франциска в Лукке с изображением «Мадонны с младенцем, святым Франциском и
донатором», украшающая гробницу Бонаджунта Тиньосини (ум. в 1274); «Расписной
крест» (Пиза, музей Сан Маттео); «Мадонна на троне и ангелы» (Пиза, музей Сан
Маттео); «Мадонна с младенцем на троне» (Альтенбург, музей Линденау); «Мадонна с
младенцем» (Париж, Лувр); «Мадонна с младенцем», написанная Орланди для церкви Санта
Мария деи Серви (Лукка, музей Вилла Гвиниджи); две иконы с историей Иоанна
Крестителя (Берлин-Далем); «Иоанн Креститель», вероятно фрагмент расписного
креста – окончание его правого луча (Франкфурт, Штеделевский институт); и самое
крупное произведение Орланди – фресковый цикл в базилике Сан Пьеро а Градо (ок. 1300).
Фрески Орланди «Сцены из жизни святого Петра» и портреты глав римской католической церкви в базилике Сан Пьеро а Градо представляют собой яркий образец луккано-пизанской школы грани 13-14 веков.
Фрески, которые Орланди написал в базилике Сан Пьеро а Градо, под Пизой композицией и иконографией перекликаются с фресками Чимабуэ в Риме и
Ассизи, а расписной крест, созданный Орланди в 1301 году, напоминает подобный же
крест Джотто, созданный для церкви Санта Мария Новелла. Однако, несмотря на все
нововведения, творчество художника Деодато Орланди в основном протекало в русле местной
художественной традиции Лукки конца 13 и начала 14 веков. |