|
|
|
Палладио Андреа (Palladio Andrea) (1508-1580)
Итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма.
Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника.
В 1524 году будущий мастер переселился в Виченцу, где несколько лет выполнял тяжелую работу в камнерезных мастерских.
В дальнейшем под руководством гуманиста Дж.Триссино Андреа Палладио получил всестороннее гуманистическое и архитектурное
образование. Для обмера античных памятников архитектуры Палладио ездил в Верону, Рим,
Сплит в Хорватии, город Ним во Франции. Архитектурное творчество Палладио, основанное на глубоком
изучении античного и ренессансного зодчества, - одна из вершин искусства Позднего Возрождения.
Уже в ранних постройках (так называемая Базилика в Виченце,
перестроена в 1549 из дворца, Раджоне, 13 век) Палладио органически сочетал
римское величие и представительность с венецианской свободой и богатством
декора. Многочисленные палаццо, созданные Палладио в Виченце (Тьене и Кьерикати,
оба начаты в 1550; Вальмарана, начат в 1566; так называемая лоджия дель
Капитанио, 1571), обычно представляют собой кирпичные постройки с
оштукатуренными фасадами; ордерная система их декора служит для Палладио
материалом для многообразных композиционных вариаций, с удивительной гибкостью
учитывающих конкретные условия строительства.
Преодолевая характерный для палаццо эпохи Возрождения контраст целостного фасада и расчлененного аркадами
внутреннего двора, Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а
всего здания в целом - с городской средой. Умение гармонически связать
архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио,
пронизанных элегически-просветленным чувством растворения в природе,
отмеченных классической ясностью форм и общей композиции (Капра или “Ротонда”
близ Виченцы, 1551-1567, закончена в 1580-1591 архитектором В.Скамоцци;
Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-1570).
В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, и Иль Реденторе, окончена в
1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным
типом базилики. Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового
времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически
иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585, закончен
Скамоцци). Палладио прославился также как автор ренессансной интерпретации труда
Витрувия - трактата “Четыре книги об архитектуре” (1570), книг “Римские
древности” (1554) и “Комментарии к Юлию Цезарю” (1575). Андреа Палладио оказал огромнейшее
влияние на развитие классицистического направления в архитектуре 17-18 веков,
получившего название палладианства. |