Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Самсон и Далила». Размер картины 61 x 50 см, холст, масло.
История жизни Самсона изложена в ХIII—XVI главах Книги Судей. Апокрифические сказания о Самсоне встречаются в Палее исторической, иначе называемой по первой начальной фразе "Книгой бытия небеси и земли".
В этом пересказе ветхозаветной истории особая глава посвящена изображению жизни Самсона. Главное
отличие апокрифического сказания от библейского состоит в объяснении мотива, почему Самсон открыл Далиле секрет своей
силы: в Библии мотивом выставлена любовь Самсона к коварной Далиле, в Палее — пьянство Самсона. Апокрифы о Самсоне в древнее
время были распространены на Руси. Великорусские былины о Святогоре находятся в очевидной связи с апокрифом о Самсоне.
Далила (Далида) — коварная филистимлянка, возлюбленная Самсона. За его беззаветную любовь и преданность Далила отплатила
ему предательством; выдачей секрета богатырской силы Самсона его злейшим врагам, филистимлянам (Книга Судей, XVI, 4-21).
Человеческий образ, создаваемый в своих картинах, в своём творчестве Рембрандтом, складывается в условиях
свершившейся нидерландской буржуазной революции, Рембрандт впитывает в себя опыт послереволюционной голландской
действительности, преломляя его через зеркало глубоко лично понятого евангелия. После прекрасных и свободных,
титанических и идеальных человеческих образов великих итальянцев следует пронизанный ироническим надломом, меримый
принципами Нагорной проповеди человеческий образ Рембрандта: человек сам по себе, опутанный противоречиями жизни, но
способный принимать решения и изменяться, человек, связанный с традициями прошедших столетий, но который перед высокими
моральными требованиями должен проявлять себя здесь и сегодня, в повседневности. В центре такого понимания человека
стоит заповедь любви к ближнему, гуманности. В этом заключается и направленное в будущее значение человеческого образа в
творчестве Рембрандта. Этот образ, насквозь проникнутый собственным и традиционным, идеями и страстями, чувством
собственного «я» и уверенностью в человечестве, как творение одного человека, нашёл своё зримое воплощение в линии,
цвете и форме, что и определяет чрезвычайную мощь картин художника и всего искусства Рембрандта.
История голландского искусства периода барокко. Далее → |