|
Модерн (от фр. moderne — новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг.
Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе.
Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,
натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция; Франтишек Билек
— Чехия; Герман Обрист — Германия; Жан Минне — Бельгия. |
|
|
|
|
|
Огюст Роден Поцелуй, 1886 Музей Родена, Париж, Франция |
Огюст Роден Вечный идол, 1889 Музей Родена, Париж, Франция |
Огюст Роден Данаида, 1885 Частная коллекция |
Огюст Роден Девушка с розой на шляпе, 1865 - 1870 Музей Родена |
Огюст Роден Бронзовый век, 1877 Музей Родена, Париж, Франция |
|
|
|
|
|
Огюст Роден Ева 1881, ГМИИ Москва, Россия |
Огюст Роден Вечная весна 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Огюст Роден Ромео и Джульетта 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Огюст Роден Поэт и Муза 1900, Частная коллекция |
Огюст Роден Упавшая кариатида 1882, Музей Родена, Париж, Франция |
Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917).
Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам
и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека;
в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век". Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты.
Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре.
Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897. |
|
|
|
|
|
Аристид Майоль Помона 1910, ГМИИ, Москва |
Аристид Майоль Три нимфы 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон |
Аристид Майоль Средиземное море в Перпиньяне, 1902-1905 Музей Майоля, Париж |
Аристид Майоль Скованная свобода 1905, Музей Майоля, Париж |
Аристид Майоль Венера с ожерельем 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон |
Аристид Майоль, (Aristide Maillol) (1861-1944).
Выдающийся скульптор XX в. Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель - обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" - стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии.
Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония". |
|
|
|
|