|
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония"
(Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался
источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и
бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась
она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под
Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой
глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса,
источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос.
Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную
Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера.
Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана,
и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,
рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран-Небо
воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть
дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Одолев титанов, Зевс
воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского
порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в
переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем
удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были
положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы
Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с
главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его
пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его
сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего
интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины
и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных
постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и
Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком
изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы
отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого
руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной
Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих
воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто
заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского
мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи
с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В
186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям
этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса
удалось привести в соответствие с моральными нормами.
Земледельческое население Древней Греции особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание
ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на
свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия
земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское
население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину,
которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей,
ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый
гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий,
торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты.
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили
жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу –
верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились
величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в
статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко
сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного
брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель
вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В
Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и
человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века
Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы
накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами
только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом
полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые
объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали
ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских
театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно
сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера
выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь
жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более
усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.
Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные
источники датируются лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее древним принято считать
миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только
произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая
сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д. Основные герои
римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же
часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков.
Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афина - Минерва, Афродита -
Венера и т. д.). Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и
чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы»
Овидия основаны именно на греческих легендах.
Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими
и, если так можно выразиться, более "политически ангажированными". Например,
выбор Энея в качестве родоначальника римлян и Рима был на руку его первому
императору Августу, а созданная Вергилием эпическая поэма "Энеида" скорее
напоминает панегирик могуществу Рима, нежели увлекательное героическое повествование.
Идущая из глубины веков античная традиция, подарившая миру прекрасные
произведения древнегреческих и древнеримских мастеров кисти и резца, начиная с
эпохи Возрождения стала одним из источников расцвета искусства. Ей отдали дань
великие художники — Микеланджело, Тициан, Веронезе, Рубенс, Веласкес,
Рембрандт, Пуссен, Торвальдсен и многие другие, с замечательными произведениями
которых Вы сможете познакомиться на страницах этого сайта.
Подробнее о греческом мифотворчестве на сайте →
|