|
|
Хорхе Луис Борхес |
Книга вымышленных существ |
Читать |
|
Дэвид Зельцер |
Знамение |
|
Скачать |
Патрик Зюскинд |
Парфюмер. История одного убийцы |
|
Скачать |
Жозеф Ховард |
Дэмьен |
|
Скачать |
Гордон Макгил |
Последняя схватка |
|
Скачать |
Роберт МакКаммон |
Корабль Ночи |
|
Скачать |
Грэм Мастертон |
Маниту |
|
Скачать |
Стивен Кинг |
Мгла |
Читать |
|
Андрей Дашков |
Бледный всадник, черный валет |
Читать |
Скачать |
Алексей К. Толстой |
Упырь |
Читать |
Скачать |
|
Мистика (Мистицизм). Кроме явного богослужения у
греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения,
связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры —
Деметрой и Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном
словоупотреблении мистика означает:
1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с
тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и
физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая
разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно
явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре —
сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и
b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо
обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на
расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным
внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности
и дематериализировать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный
магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромания, всевозможные способы
волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или
спиритических явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами
искусственного гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой
области, кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С
христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по
достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику
божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это
обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих
операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из
принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.
2) В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской
познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта,
чистого мышления, предания и авторитета — всегда допускалась большинством
религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между
познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или
божеством. Если такое общение признается единственным или по крайней мере самым
верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие
способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то
возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом;
если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение
человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного
познания, то являются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного
или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая
философия или теософия. |
|
|
|
Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии — Упанишады, умозрительная часть ведийских
священных сборников; мистический элемент преобладает также и в главных школах
позднейшей индийской философии; основная мысль здесь есть поглощение всего
индивидуального в абсолютном единстве мировой души. У других культурных народов
древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких
письменных памятников, за исключением книги китайца Лаоцзы, у которого
абсолютное безразличие — Тао — есть своеобразное выражение того же
пантеистического начала, которое господствовало в индийских умозрениях.
В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально
восточными влияниями, получил оригинальное развитие особенно у Гераклита,
пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в
еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении так наз.
герметических книг, а еще более у новоплатоников и гностиков. Новоплатоническия
влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем
породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных
Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с VI веке. Ранее началось
развитие особого типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии —
Макарий египетский (IV век), Исаак Сирин (VI век). Впоследствии, сосредоточившись в
афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с особым
психо-физическим методом для произведения экстатических состояний (так называемое
«умное делание»), переходя таким образом из умозрительной в опытную или реальную
мистику. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы впоследствии в особые
сборники, получившие название Добротолюбие (Jilocalia), один такой сборник в
XVII столетии переведен с греческого языка на церковно-славянский молдавским иноком
Паисием Величковским, а в начале XVIII века Добротолюбие, отчасти в другом Составе, было издано на русском языке епископом Феофаном.
Теософические идеи, связанные с «умным деланием», были в XIV столетии
предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены
согласными с православием, благодаря в особенности стараниям архиепископа
фессалоникийского Григория Паламы.
На Западе, в средние века, развилась мистика
умозрительная; под влиянием Ареопагита и его толкователя Максима Исповедника
создал в IX веке Иоанн Скот Эригена свою оригинальную теософическую систему, с
сильным пантеистическим оттенком, удаляющим ее от христианского учения. Вполне
пpaвoвеpным было мистическое богословие Викторинцев и Бонавентуры, а в новые
времена — святой Терезы. Отличительные черты правоверия в этой области состоят: 1)
в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом, 2) в
представлении самого соединения как процесса постепенного, при чем обыкновенно
различаются три главные степени, называемые мистикой очистительной (purgativa),
мистикой просветительной или озарительной (ilinminativa) и мистикой соединительной в тесном
смысле (unitiva), — и, наконец, 3) отличительная черта правоверного мистического
богословия есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних
форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших
заповедей. В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков
унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все чисто,
духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо все испытать. В
этом смысле развилось с ХIII века движение так называемых братьев свободного духа или спиритуалов,
куда были вовлечены многие члены францисканского ордена. Независимо
от церковного учения, хотя без прямого противоречия с ним, держался величайший
из средневековых мистиков, мейстер Эккерт, и его школа.
Вне христианства развились в Средние века два великих мистических движения — каббализм у евреев и
суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии, на ряду с
другими учетами древности, воскресла и мистическая философия новоплатоников.
Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс; под влиянием его
(со стороны терминологии), но совершенно независимо по существу, сложилось
гениальное учение Якова Бёма, отчасти продолженое его последователями (Гихтель,
Пордэч, Сен Мартен, Баадер). После Бёма наибольшее значение в философии мистики принадлежит концепции
Сведенборга, который с оригинальной теософской системой соединял, как духовидец,
и опытную или реальную мистику Вообще эти два главных отдела мистики всегда более или
менее связаны между собой, ибо естественно, что мистические учения ищут себе
опоры в мистических фактах, а занятие последними вызывает для их объяснения те
или другие мистические теории. Литература предмета в различных его
подразделениях необъятна. Укажем лишь несколько общих сочинений, относящихся ко
всей области: Gorres, «Mystik»; Perty, «Mystische Erscheinungen der menschlichen
Natur»; Du Prel, «Philosophie der Mystik» (перевод Аксенова, 1895); Kiesewetter, «Die Geheimwissen schaften» (1895).
В. С. Соловьев, статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907 | |
|
|
|
|