Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia), донаучное направление в химии.
Название восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo — лью, отливаю,
что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое
толкование— от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную)
землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет,
место, где в третьем веке возникло своеобразное явление культуры — алхимия, которую часто называли «египетским
искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных
металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача
химии до 16 столетия. Задачей средневековой алхимии было приготовление двух таинственных
веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации)
металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать
свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы,
как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва,
великого эликсира (от араб. аль-иксир — философский камень). В алхимии он также именовался философским яйцом, красной тинктурой,
панацеей и жизненным эликсиром. Это алхимическое средство должно было не только
облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.
Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее
название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать в
серебро все неблагородные металлы.
Магия (греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в
сверхъестественную способность человека (колдуна, мага, ведьмы) воздействовать на людей
и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
Колдовство (волшебство, ведовство, чародейство), согласно народным поверьям,
чудесная способность некоторых людей причинять вред или избавлять от него
(насылать или снимать порчу — болезни) и др.
Самый распространенный сборник магических книг — Лемегетон, известный в разных вариантах с XVII века, включает в себя подробные списки имен добрых и злых сущностей с их символами (сигилами), подробное описание магических принадлежностей и методов работы с их помощью.
Первые рукописи и рисунки черной магии, содержащие толкования Ключей Соломона датированы концом XIII - началом XIV века.
Манускрипты, с которых составлены современные издания Ключей, находятся главным образом в коллекции Британской Библиотеки, и датированы серединой XVII столетия - началом XVIII века.
Существуют также другие магические книги и манускрипты похожего содержания - "Трактат о Божественной Медицине" Парацельса, "Псевдомонархия демонов" Иоанна Виера, "Стеганография" Тритемия, Книга Гонория, Истинный Гримуар,
иудейские версии Ключей - "Сефер Мафтеах Шломо" и т.д.
|