|
Согласно одному из мифов, когда
старый датский король Харальд Синезубый (X век) посетовал на Одина, то дарующего,
то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: "Серый волк наблюдает
за обителью богов". Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из
главных тем скандинавских мифов — нависшей над богами и всем миром угрозе гибели
— Рагнарёк. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев,
павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами
в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала
неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска
бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый
ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один,
правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного
его же собственным мечом. "Век топора, век меча", который завершался катастрофой Рагнарек, возможно,
казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто
предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше
почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в
решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в
меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью
Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии
заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X век).
Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и
Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне
понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое
положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении
столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.
Пантеон скандинавов и германцев. Согласно древнегерманским представлениям,
в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм,
абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм,
абсолютный низ, источник холода, женское начало. В начале была чёрная бездна Гинунгагап,
к северу от неё лежало царство туманов Нифльгейм, а к югу — царство огня Муспельгейм.
В царстве туманов забил родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков взяли из него своё начало.
Вода в Нифльгейме обращалась в лёд, но родник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельгейму.
Наконец лёд подошёл так близко, что начал таять. Из искр и талой воды возник великан Имир и корова Аудумла.
Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына.
Это были первые инеистые великаны. Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов.
Так она вылизала Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве.
Сыновья Бёра убили Имира, а из его тела сотворили Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом,
череп – небесным сводом, мозг – облаками.
Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Боги создали первых
людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла.
Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов,
гномов и пр. За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру
и его потомкам. Со временем асов стало больше, тогда они решили построить город
для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было
решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны
Солнце, Луна и жена Одина – Фрея. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне.
Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все,
чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора,
не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира,
мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира(по другим источникам чудовищ Фенрира и Ермунганда родила
его жена великанша Ангрбода). Быстроногий конь был взят Одином,
который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день
зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками,
а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях.
От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост.
В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.
Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру.
Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех.
Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Им помогла Фрея, жена Одина.
Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр.
С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию.
Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку.
Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра.
Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя.
У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле,
чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе.
Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий,
стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость.
И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда.
Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи,
после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи
прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной,
мучительной смертью. Ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля.
Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд,
который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира,
он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара,
бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть.
Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги. По преданию, было предсказано, что боги и чудовища уничтожат друг друга, а
огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив
и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира;
они возродят человеческий род. Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар,
Вали, Магни, Моди и Улль, Бальдр и Хёд вернутся в мир живых. Таким образом,
после конца света и гибели богов наступило воскресение(воскрешение). Затем
последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все
грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи.
Подробнее о северных богах на нашем сайте →
|