|
Культура и архитектура этрусков Зодчество этрусской цивилизации |
Кто были этруски и откуда они появились в
начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже
древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет.
Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это
подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также
многими легендами. Письменность этрусков так окончательно и не удалось
дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много
веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды,
болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской
цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан. Основные их поселения
располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой,
включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей
эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их
связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными,
особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов,
правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень
близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих
мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны.
Что это? Может быть, общая история? Ведь недаром троянский герой Эней бежал из
сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало
римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по
праву именоваться "Божественный Август" и т.д., ведь матерью Энея была богиня
Афродита. Время наивысшего расцвета этрусского искусства - 6-5 века до нашей
эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима,
потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным
напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли,
хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались.
Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными
гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и
прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было
чрезвычайно широким. Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина,
один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и
др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки -
формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под
прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных
поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты,
что тоже подхватили римляне. |
|
|
|
|
|
Купольная гробница, строители неизвестны, VIIв. до н.э. Италия, Черветри |
Гробница Куту, строители неизвестны, III-Iв. до н.э. Италия, Перуджа |
Ворота в Вольтерре III-IIвв.до.н.э. Вольтерран Италия |
Арка в Перудже, строители неизвестны, III-IIвв.до.н.э. Италия, Перуджа |
Некрополь Бандитача, строители неизвестны, VII-VIвв. до н.э. Италия, Черветри |
Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов
часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы
напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их
поднимали на высокий каменный подиум. Это мы тоже увидели в Риме. Ко входу вела
широкая лестница. Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за
полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных
животных. Широко использовался ордер. Капители этрусских колонн (эолийские)
положили начало римскому тосканскому ордеру. Храмы обильно украшались
раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в
отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью.
Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой
крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами,
позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки
этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном
состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых - некрополи - обычно
выносившиеся за пределы городских стен. В Этрурии был очень развит культ предков,
который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного
римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц,
разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных
украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из
камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы. На юге
Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы
напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия.
В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев,
битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах
лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного
портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому
развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие
бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами. Вместе с культом предков
римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава,
покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и
учителей - этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих
достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы,
вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным
этрусским мастером. |
|
|
|
|