В XII - XIII веках в Верхней Италии, Южной Франции, на Рейне и в других местах стали появляться секты, распространению которых могущественная в ту пору римско-католическая Церковь смогла помешать лишь с помощью силы. Во время этой войны за чистоту веры у ее ревнителей, сражавшихся с еретиками, зародилось ужасное подозрение: сектанты, вершившие теперь свои бесчинства повсюду, были не простыми вероотступниками, как долгое время принято было считать, а участниками великого заговора.
Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Предводителем этого заговора - и немало обвиненных под пытками уже сознались в этом - был сам Дьявол, наделявший своих адептов для борьбы с Богом и Церковью особой волшебной силой и подбивавший их на дела неописуемо мерзкие. Христианские богословы, объявившие непререкаемой истиной сделку между человеком и Дьяволом, плотскую связь с бесами, оборотничество, полеты по небу, и многое другое, помогали церковным властям, преследовавшим еретиков, укрепиться в этом безумии.
Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». |
Начало охоты на ведьм. Катары и вальденсы. |
В древние века, в эпоху Средневековья и даже в
начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был
таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что
происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и
поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града,
засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей,
болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти
ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали
темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам,
призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в
воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их
милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или
болезнь, жизнь или смерть.
Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство.
За ней таилось представление людей о том, что должны существовать
такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с
миром демонов, определяющих наши судьбы. В том же, что в принципе
это возможно, не сомневался никто. Впрочем, для этих контактов нужны
были особые знания и способности. Это было уделом немногих. Но эти
немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить
себе, добиваясь с их помощью необычайной власти - власти колдовской.
Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Поэтому колдунов и
колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с
нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла.
Напротив! Во всех древних культурах
они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев,
изгоняющих злых духов. С их помощью можно было заглянуть в прошлое
или в будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли
пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Даже в разгар
охоты на ведьм при дворах многих европейских государей жили
знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным
ремеслом по велению сиятельных особ.
Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении
своим могуществом. Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться
непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: что-то
здесь нечисто, не так ли? Верно, не обошлось без черной магии? Такое
подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Ведь, если его
признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была
суровой.
В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если
чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило,
сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов
колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были
возместить ущерб. Если же, по мнению судей, они насылали на человека
хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на
костер. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не
запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими
чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким. |
Портрет отца Церкви Августина Блаженного, епископа Гиппонского (354 — 430) кисти
итальянского художника Сандро Боттичелли (1445 — 1510).
Собственно говоря, Августин был основоположником христианской
демонологии. Для него колдуны были людьми, заключившими с силами
ада своего рода договор. С помощью Дьявола они добивались власти
над людьми и вещами.
|
Триумфальное шествие христианства
сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы
выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих
врагов.
Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый
епископ Гиппонский Августин Блаженный (354 - 430), создали
образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив
общение с ними. Однако множество
колдунов втайне соблюдали древние обряды. Чтобы заставить древних богов служить
себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний,
пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен. Церковь с недоверием
относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала
верующих от идолопоклонничества и в случае неповиновения грозила
отлучением.
Епископы и проповедники также порицали глупость и легковерие
людей, принимавших за чистую монету любую вздорную ворожбу.
Прославленный правовед Бурхард, епископ Вормсский, резко нападал на колдуний, утверждавших, что по ночам
они якобы летают на зверях в свите римской богини Дианы. Обязанность святых отцов,
по мнению Бурхарда, убеждать свою паству в неразумии подобных фантазий и не верить лгуньям-колдуньям. Таким образом, на раннем этапе отношение
христианской Церкви к колдовству было двойственным. С одной
стороны, она видела в нем скрытое язычество, с которым энергично
боролась, а с другой, колдовство все еще считалось пустой
выдумкой и обманом. Церковникам приходилось быть настороже, но
повода для преследования колдунов они пока не находили. Однако
вскоре этому суждено было измениться. |
В XII - XIII веках на христианском Западе
появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви.
Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две
превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров
(т.е. «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» -
еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя
Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение
Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.
Хотя взгляды катаров и вальденсов по отдельным вопросам веры не
совпадали, в одном они были единодушны: обе секты сомневались в
правильности господствующих церковных догм и осуждали
стяжательство и безнравственность епископов, священников и
монахов, проповедовавших жизнь, отличную от той, которую вели
они сами: жизнь в святости, простоте и любви к ближним. Это
подкупало многих, и число приверженцев этих сект постоянно
росло, прежде всего в Южной Франции и Северной Италии. |
Города и крепости секты катаров в Франции |
После кровавого крестового похода против катаров (1209 — 1229) еретики укрылись за мощными стенами крепости Монсегюр, расположенной на высокой скале. Однако весной 1244 года, после осады, длившейся несколько месяцев,
крепость пала. Суд над пленными еретиками был безжалостен: все, не пожелавшие отречься от своих убеждений, а таковых оставалось около 200
человек, были заживо сожжены у подножия крепости. Иллюстрации Акилле Пикко
|
На рубеже XII - XIII
столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. Попытка вернуть утраченный авторитет с помощью широкой проповеднической кампании потерпела неудачу. И тогда папа прибег к последнему средству - силе. Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню.
Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Покоренным провинциям пришлось подчиниться королю Франции, а Церковь задумалась о причинах катастрофы. Как же могло случиться, что она оказалась в таком бедственном положении?
Ответ на этот вопрос, найденный папой и его советниками, был роковым: не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Вот тут-то и пришлись кстати все эти маги, колдуны, прорицатели, гадатели и прочие мастера темных дел. И если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против Дьявола и его приспешников.
Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. |
|
Картины тематики «Ведьмы и инквизиция» |
|
|
|
Ведьмы и колдуньи Посвящение в ведьмы |
Ведьмы и колдуньи Отправление на шабаш |
Кит Паркинсон Искусство колдовства |
|
|
|
Ларри Элмор Ведьма |
Джон Уильям Уотерхаус Ведьмин круг, 1886 |
Майкл Уэлан Колдунья Геката |
|
Продолжение → |
|
|
|