|
|
Исторический жанрХудожники мифологической и историко-бытовой тематики |
|
|
|
|
|
|
|
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства,
посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое
значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым
жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические
композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция
исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и
сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю
(полностью лишь в 18–19 вв.). Его зачатки восходят к условно-символическим
композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам |
|
Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения –
в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях
Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.
В 17–18 веках в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен). Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 веке произведения Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией,
Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.
Во второй половине 18 века, в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции
(1789–1794) художник изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.
Высокой достоверностью, тщательной проработкой деталей отличаются картины Элизабет Виже-Лебрен и Пьетро Лонги, в которых широко представлена история маски и костюма.
В 19 веке подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский). Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества прерафаэлитов (Д.Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, Дж. Ф. Уотс, У. Крейн и другие) в Великобритании
и назарейцев (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) в Германии.
Мифологический жанр (от гр. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.
Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок
Рафаэля.
В 17веке — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес,
Рембрандт, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).
В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины Ж. Л. Давида, Ж. Д. Энгра, А. Иванова). Наряду с темами античной мифологии в
19-ом и 20-ом веках в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.
В начале 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени,
В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С. Коненкова, графике П. Пикассо.
Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль), группа английских
художников и писателей, объединившихся в 1848 в "Братство прерафаэлитов",
основанное поэтом и живописцем Д.Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х.
Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности
средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искусства,
противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в
художественной культуре Высокого Возрождения. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти
группировались художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс,
У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись Прерафаэлитов
развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики,
мистической окраски образного строя; широкий характер имела деятельность
Прерафаэлитов (прежде всего Морриса и Бёрн-Джонса) по возрождению английского
декоративно-прикладного искусства. Идеи и практика Прерафаэлитов во многом
повлияли на становление символизма в изобразительном искусстве и литературе (Дж.
У. Уотерхаус, У. Патер, О. Уайльд) и стиля
модерн в изобразительном искусстве (О. Бёрдсли и др.) Великобритании.
Назарейцы (нем. Nazarener), полуироническое прозвище группы немецких
и австрийских мастеров раннего романтизма, объединившихся в 1809 в "Союз св.
Луки"; произошло от "алла назарена", традиционного названия прически с длинными
волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф.
Овербеком, одним из основателей братства назарейцев С 1810 назарейцы (Овербек,
П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) работали в Риме, заняв
пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образу средневековых религиозных
братств и художественных артелей. Избрав образцом для подражания искусство
Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы стремились возродить духовность
искусства, утерянную, по их мнению, в культуре нового времени, однако их работы,
в том числе коллективные (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816–1817; ныне в
Национальной галерее, Берлин). не лишены оттенка холодной стилизации В
1820–1830-е большинство назарейцев вернулось на родину. Их практическая
деятельность и особенно теоретические высказывания оказали определенное
воздействие на неоромантические течения 2-й половины 19 века, в том числе на
прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии.
С 1850-х годов получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие "колорит эпохи" (Ф. Лейтон, Л. Альма-Тадема в Великобритании, В. Бугеро, Г. Моро, П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).
В середине 2-й половины 19 века со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и нравы 18 в. А. фон Менцель в Германии, идеи национального возрождения питали историческую живопись
В. И. Сурикова в России, Я. Матейко в Польше, М. Мункачи в Венгрии.
К концу 19 столетия в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика О. Родена во Франции, Й.В. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись
В.М. Васнецова в России, П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии). |
Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии". |
|
|
|
|