|
Научная фантастика, вид художественной фантастики, отрасль
художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная
главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием
— мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 веке связан с
возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно
выделяются жанры социальной утопии и «антиутопии», философской,
«бытовой», юмористической, «технической» научной фантастики. Видные
представители: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А.
Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И.
А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Фэнтези (англ. phantasy, букв. — фантазия), жанр литературы и искусства,
примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной»
манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени,
инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних
цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с
абстракционизмом, сюрреализмом; претворяются в фантастический реализм или в современное направление живописи магический реализм.
Фантастический реализм, художественные тенденции, родственные
магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных
мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже
придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых
мастеров»; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди
характерных примеров — творчество В. Тюбке, мастеров «венской школы
фантастического реализма» (Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.).
Символизм, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х
годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении
посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных,
часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы
символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше,
творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания,
узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира
(«от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную,
Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску
по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых
социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как
«жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства.
Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери,
А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И.
Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М.
К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму
творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли,
работы многих мастеров стиля модерн. | |