|
Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1985) —
один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Практик и
теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на
реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал — простота в точность ясных геометрических
объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной,
современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С
годами Ле Корбюзье постепенно отходит от известного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание на образную,
гуманистическую ценность зодчества.
Сформулированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных
приемов новой архитектуры 1920—1930-х годов: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада.
Для Ле Корбюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов.
Ле Корбюзье — самый яркий выразитель урбанистических (от латинского слова «урбас» — город) идей 1920—1930-х гг. Страстный
мечтатель и вместе с тем практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой и рациональным зонированием, разнообразно выявленным назначением каждого дома (диорама 1922 г.— «Современный город на 3 миллиона жителей», план реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», 1925).
Его проекты решительно ломают старые представления о городской застройке,
сохранившейся с эпохи феодализма, и намечают новые масштабы и пространственную организацию города 20 в. Проект идеального города
современности был изложен им в книге «Урбанизм». Утопизм градостроительных идей Ле Корбюзье сказался в том, что преодоление социальных противоречий капиталистического общества он считал возможным с помощью архитектуры, ее рационального планирования, путем
ликвидации противоречий между современной техникой и старой планировкой городов.
Учитывая опыт проектирования советских домов-коммун 1920-х гг., он создал свой проект «Лучезарного города» (1930) из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслуживанием и садами.
Наиболее известные работы Ле Корбюзье: общежитие швейцарских студентов в Париже (1930—1932), вилла "Савой" в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в
Москве (1935). В послевоенные годы Ле Корбюзье продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. Однако, разочарованный в возможностях реформы условий жизни города при капитализме, он отказался от широких
замыслов 1920—1930-х гг. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947— 1952) он стремился решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным
осуществлением проекта «Лучезарного города».
К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958). |
Школа Баухауза. Видную роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра так называемого функционального направления в Германия — Баухауз, во главе с архитектором и теоретиком В. Гропиусом (р. 1883). В
проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее
рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались
инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания.
Характерный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов
правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них.
Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных
прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого
конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к
сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией.
Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи
функционализма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными
переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм,
изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет
характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной
Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).
После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими
достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими
архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических
решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм.
Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают
криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали
возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях (например, Спортивная арена в Релей, США). Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели
американского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола
сетчатой формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67). Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном
строительстве являются сооружения П. Нерви, в которых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного
цемента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые
перекрытия-скорлупы — Малый Дворец спорта в Риме (1956—1957), ангары и склады, заводские корпуса в Италии.
Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой
служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих»
многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с
тросами) к балкам и консолям. Впервые подобный принцип сочетания железобетонного каркаса и подвешенных этажей был предложен советским архитектором Г. Б. Борисовским. В архитектуре используются алюминий, пластмассы, синтетические материалы, благодаря которым стали осуществимы пластические архитектурные
формы с плавными очертаниями.
Крупнейшее произведение западноевропейской архитектуры послевоенного периода — Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Он декорирован живописью, скульптурой,
керамикой. Интересно здание Национального центра промышленности и техники в Париже (1958), перекрытое крупнейшей сводчатой оболочкой.
Подъем переживает архитектура стран Латинской Америки. В Бразилии он связан с именем Оскара Нимейера и созданием новой столицы государства — Бразилиа. Характер планировки города и зданий осуществлен с учетом
особенностей местного колорита и природы. |
|
|
|
|