|
Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась
лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный
Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и
других ведийских сборников. Одной из характерных черт
ведийской религии является политеизм – поклонение многим
богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным
богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель.
Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни –
бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед
обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки.
Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ.
Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им
жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. К высшему (божественному)
уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах), причем само это число - существенная
константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся
на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы
(8 васу, 11 рудр, 12 адитьев), противопоставленные по тому же тройственному принципу.
В центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении»,
точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его
противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости,
деструкции, и создании новой вселенной, организованной на
иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде
всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и
другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю
зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к
освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на
части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте,
который связан с плодородием, богатством, потомством, с
переходом от экстенсивного использования природы к
интенсивному, то есть к ведийскому социальному космосу.
Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме.
Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.
Индуистская мифология берет начало
с I тысячелетия нашей эры в индо-арийской ведической
культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя
множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические
и другие религиозные представления. Конечно же, в
индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что
индуизм – развитая религия нового этапа в жизни
древнеиндийского общества. В индуизме на первый план
выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в
пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы,
Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих
главных божеств, воспринимаемая как проявление единого
высшего божества. Брахма считался создателем и управителем
мира, ему принадлежало и установление на земле социальных
законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти
особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива –
бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных
направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это
разделение было закреплено в текстах пуран – главных
памятников индуистской мысли, которые сложились в первые
века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба
направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского,
прежде всего дравидийского, населения. Включение в
индуистскую религиозную систему различных культов, их
соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря
концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.
Подробнее о мифологии Индии на нашем сайте → |