Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Ослепление Самсона». Размер картины 236 x 302 см, холст, масло.
Самсон — знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из
Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и
решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве
назарея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назарейства, он
поддался страсти к коварной Далиле и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели
обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили Самсона на унизительную работу при мельничном жернове.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами
филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. Самсон
как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Книги Судей; история его
подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в
исследованиях новейших археологов и географов.
Уже первые исторические картины с библейскими сценами - от «Мученичества святого Стефана» (1625) до «Давида
и Саула» (1630), от Христа, изгоняющего торговцев из храма (1626), до «Христа в Эммаусе» (около 1629) и «Динария
кесаря» (1629), лучшие портреты этого времени, изображения пророчиц, апостолов и портреты выражают своеобразное
противоречивое стремление художника к выразительности, являясь сплавом холодной серьёзности и драматического накала в творчестве Рембрандта. И это было не
случайно. За этим стремлением скрывается, по-видимому, желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в
событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость
человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.
С возникновением таких представлений изображающая сила художника Рембрандта начинает опережать воспринимающее сознание. Она развёртывает в изображениях
Рембрандта благодаря захватывающей неподкупности воззрения и живому стремлению к правдивости живописную панораму, «не
замутнённую никаким морализмом вещественности» и вызывает к жизни такую всеобъемлющую иронию по отношению к существующей реальности,
которую Томас Манн определял как «в своей неподкупности чудовищный смысл искусства», как «всеутверждение, являющееся одновременно и всеотрицанием».
История голландского искусства периода барокко. Далее → |