Эрот, мрамор 1757, Лувр, Париж |
С начала 18 века скульптура в значительной мере развивалась в зависимости от принципов убранства интерьера рококо, она часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. Так же как и в
живописи, в ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной
грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Пластическое начало в ней уступило место живописному. Моделировка
становилась мягкой, использовались все возможности передачи тончайших переходов светотени. Но с середины 18 века появилось тяготение к
простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов, обращением к античности; однако
французские скульпторы не были склонны канонизировать ее, они стремились, по словам Фальконе, «совлечь маску, увидеть и познать природу
и выразить прекрасное независимо от какой бы то ни было моды».
Фальконе. Высокие достижения французской монументальной пластики второй половины 18 века принадлежат в первую очередь Этьену Морису Фальконе (Etienne Maurice Falconet) (1716—1791) — другу Дидро, вольнодумцу-демократу, кипучая деятельность которого отмечена печатью неутомимых
исканий, стремлением философски осмыслить художественный труд. Мастер лирико-идиллического жанра во Франции, он прославил себя
созданием монументальной бронзовой статуи Петра I в Петербурге — знаменитым «Медным всадником» (1766—1782). Общественный подъем,
который переживала Россия в это время, критика абсолютизма великими русскими просветителями, их мечты о коренном изменении
общественного уклада и жизни русского народа вдохновили Фальконе. Образ Петра трактуется им в самом широком плане как воплощение
смелого дерзания человеческой мысли и действия, как волевой порыв в светлое будущее. Петр Великий представлен верхом на вздыбленном
коне, внезапно остановившимся у края обрыва крутой скалы. В направляющем жесте его протянутой руки — выражение устремленности вперед
и всепокоряющей воли; гордо вскинута голова, лицо озарено светом высокой мысли. Монументальная сила сочетается здесь с естественностью
и свободой, стремительное движение — с позой величественности и покоя. Силуэт могучего всадника, покоряющего стихию, господствует
над площадью и вместе с тем включается в панораму города. Пластическое богатство образа раскрывается по мере обозрения с различных
точек зрения.
В «Медном всаднике» Фальконе создал образ идеальной личности, законодателя страны, о котором мечтали просветители 18 века.
История зарубежного искусства. Далее → |