Третьему сословию, его семейным добродетелям посвятил свое творчество Жан Батист Грёз (1725—1805).
Созерцательность Шардена уступает место в его искусстве сентиментальному мелодраматизму, заостренной морализации.
В центре внимания художника образ чувствительного человека, навеянный модной тогда «слезливой комедией» и идеями Руссо, однако далекий
от воплощения этих идеалов. В проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, скромной добродетели и высоких
нравственных поступков простолюдинов, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику,
прибегал к нарочитости, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Культ чувствительности превращался у
него сплошь и рядом в чувствительную жеманность, ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек. Характерные черты
творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические
семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В последней —
преувеличенная аффектация чувств, слащавая мимика, нарочитая трогательность поз, искусственность мизансцены лишают произведение
убедительности и подлинной художественности. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности.
Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Сильные стороны творчества Грёза
проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Образ
гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Андре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых
предугадываются черты человека революционных лет. Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида,
жанр Грёза найдет поклонников в 19 столетии лишь среди певцов мещанского быта.
Жан Батист Грёз. Картины →
История зарубежного искусства. Далее → |