В ином направлении, чем постимпрессионизм, развивалось творчество Альбера Марке (Albert Markout) (1875—1947), вначале
примыкавшего к «диким», в дальнейшем ставшего наиболее последовательным представителем реализма в европейском пейзаже первой половины
20 века. Живопись Альбера Марке открывала поэзию индустриального городского пейзажа с характерными для 20 века приметами — мостами, шлюзами,
буксирами, товарными пароходами, подъемными кранами, шумными набережными, уходящими в глубь моря причалами. Он любил изображать воду
спокойную или покрытую легкой рябью. В его пейзажах изображены порты Франции, а также Египта, Туниса, Алжира. Особенно часто мотивами
его произведений становился Париж с его историческими зданиями, Сеной и мостами. Искусство Марке искренне, глубоко человечно. Природа
в ее повседневности встает в его полотнах преображенной руками человека. В картине «Собор Парижской богоматери» (1910,
Санкт-Петербург,
Эрмитаж) тонко переданы влажный воздух, смягчающий очертания масс собора Парижской богоматери, мягкий зеленоватый тон вод Сены.
Портретная точность в изображении местности сочетается с большим лаконизмом целого.
Для каждого пейзажа Марке находил новое композиционное решение, остро подчеркивая пространственные отношения, обилие воздуха, состояние
атмосферы и освещения. Художник часто избирал высокую точку зрения, любил резкие перспективные сокращения, как бы втягивавшие зрителя
в глубь пространства. Динамичные линии каменных строений с подчеркнутыми контурами вносят архитектурную строгость в его пейзажи.
Вместе с тем они отличаются тонкостью валерных отношений, изысканной мягкостью приглушенных тонов — сизо-зеленых, голубых,
лилово-желтых, воссоздающих свет, воздух, ясные прозрачные дали, широкие просторы, как бы ассоциирующиеся с ощущением свободы, воли.
В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом,
поверхность вод отражает меняющееся освещение неба. Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934).
Гуманистическое восприятие человека и природы в единстве сочеталось у Марке с прогрессивными общественными демократическими взглядами, и вместе с тем
Марке был страстным патриотом своей родины.
История зарубежного искусства. Далее → |