Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Даная» из цикла картин на поэтические темы для испанского короля.
Размер картины 119 x 187 см, холст, масло. Заказчик - Филипп II Испанский, 1553-1562.
В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота. Уже
его «Даная» несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Действительно, «Даная»,
в отличие от «Венеры Урбинской» поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. Конечно, художник влюблен в
реальную красоту земной жизни, и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Но характерно, что Тициан вводит теперь мотив
драматического переживания, мотив развития страсти. Изменяется сам художественный язык мастера. Тициан смело берет цветовые и тональные
соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и
мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений. В «Данае» мастер
еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье — уже не постоянное состояние
человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств. Недаром ясной величавости «Любви земной и небесной» и спокойной неге
«Венеры Урбинской» здесь противостоит ощущение взволнованного порыва сильных чувств. Исключительно выразительно сопоставление Данаи
с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком. Циничная корысть
грубо вторгается в картину: в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное. Красоте человечески
яркого и свободного чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие. Это столкновение характеров подчеркивается
контрастом грубой, узловатой руки старухи и нежного колена Данаи, почти соприкасающихся друг с другом. В какой-то мере при всем различии
образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины «Динарий кесаря». Но там сопоставление полного моральной
красоты образа Христа с темным уродливым лицом фарисея, воплощающим грубую хитрость и низменные человеческие страсти, приводит к
утверждению абсолютного превосходства и победы гуманного начала над низменным и жестоким. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу
счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и
противопоставляется ей. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных
воспеванию чувственного очарования женской красоты. История искусства периода Позднего Возрождения. Далее → |