Живопись эпохи барокко
Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло.
Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».
Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его
войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера
Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную
золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую
ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху;
на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице,
запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие
животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами
и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути
процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес
представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и
богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными
соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим
стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много
добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или
просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также
изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на
которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение
проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п.
Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не
в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие
местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных
сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными
городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над
Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных
быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в
глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники,
вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в
особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было
обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры
и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед
триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора
окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его
головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны
верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие
солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели.
Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных
народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на
Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло
угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались
еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим
правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч
денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.
История искусства периода барокко. Далее → |