Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Портрет мадам Рекамье». Размер портрета 173 x 243 см, холст, масло.
В своих картинах конца 18 столетия Давид не только выразил духовный императив своего времени, но и утвердил новый стиль. Один из его современников писал:
„Скульпторы, граверы, архитекторы только и думали, как перенять его манеру. Мебель, одежда, декорации, ткани — все подлежало изменению согласно
новым вкусам и новому стилю". Новый стиль, то есть ранний стиль Империи во всей его изначальной простоте, представляет портрет обольстительной и беспокойной жены и дочери банкира мадам Рекамье, заказ на портретирование которой Давид получил в 1800 году.
Декор в этой картине воссоздан с неспешной и взвешенной продуманностью всех элементов нового стиля. Канапе, скамеечка, светильник были специально изготовлены и
уже потом перенесены в картину. В работе со своими моделями Давид больше всего времени тратил на написание головы и прически. Аксессуары, возможно, исполнены
Энгром, который в то время был учеником в мастерской Давида. Одежда мадам Рекамье, с минимумом простых текучих складок, кажется намеренно незаконченной. Весь фон выполнен очень
бегло, широкой кистью, сквозь мазки которой кое-где просвечивает белый грунт. Это впечатление крайней обобщенности, ставшей типичной чертой в исполненных Давидом
портретах, на самом деле заключает в себе много смысла и особую красоту. Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам
ток жизни, будто пронизывающий все полотно. Естественность сочетания босых ног мадам Рекамье и небрежно струящейся туники создает впечатление вечной красоты изображенной
двадцатитрехлетней женщины. Исполнилось желание мадам Рекамье — стать неувядающей нимфой, и она действительно ею была, когда спустя годы очаровала и увлекла великого
французского писателя виконта де Шатобриана.
История искусства периода классицизма. Далее → |