|
|
|
|
|
Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец.
Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме.
В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж).
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над
колористическим особенно ярко воплотились в картине “Клятва Горациев” (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида
этого периода (“Портрет доктора Альфонса Леруа”, 1783, Музей Лувр, Париж).
Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему
(“Клятва в зале для игры в мяч”, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов).
Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах “Убитый Лепелетье” (1793, картина не сохранилась, известна по гравюрам Тардье)
и особенно “Смерть Марата” (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, |
|
|
|
Антиох и Стратоника, 1774 Академия изящных искусств, Париж |
Велизарий, 1781 Музей изящных искусств, Лилль |
|
|
Андромаха у тела Гектора, 1783 Музей Лувр, Париж |
Клятва Горациев, 1784 Музей Лувр, Париж |
|
|
Смерть философа Сократа, 1787 Метрополитен-музей, Нью-Йорк |
Любовь Париса и Елены, 1788 Музей Лувр, Париж |
простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Давид был активным деятелем революции,
членом Конвента, организовывал массовые народные революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре. Разгоревшийся пожар революции затянул
пылкого художника в свой бурный круговорот: Давид выступил в роли политического деятеля, попал в 1793 году в конвент, в качестве его члена участвовал в
осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т. п. В это время из-под кисти
Давида вышли воспроизведения двух кровавых современных сцен — убийства Лепелетье и Марата. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и
только слава последнего как художника спасла голову Давида от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших
своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”). |
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид
стал привилегированным живописцем императора; но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (“Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар”, “Коронация
Наполеона”, “Раздача орлов” и т. п.), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, “Леонид и спартанцы у Фермопил” — картину, оконченную в
1814 году и проданную в 1819 году вместе с “Похищением сабинянок” за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Несмотря на благорасположение к нему
императора Наполеона Бонапарта и на получаемые от него милости, Жак Луи Давид оставался
в душе республиканцем. |
После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции.
Бурбоны не могли простить Давиду преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI.
Художник Жак Луи Давид был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного
легиона и поселился в Брюсселе, где продолжал руководить образованием молодых
художников и писать картины. Из произведений, относящихся к этой последней поре
деятельности Давида, наиболее достойны внимания: “Купидон, покидающий Психею”,
“Марс, обезоруживаемый Венерой, Амуром и Грациями” и другие картины. |
Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству.
Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники. |
|
|
|
|