Искусство Италии 16-го века
Анджело Бронзино «Поклонение кресту с бронзовой змеей». Фреска капеллы Элеоноры
Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа, размер 320 x 385 см, деталь.
После 1540 Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккио во Флоренции, одна из них
«Поклонение кресту с бронзовой змеей». Если в своих портретах Бронзино выступает
как значительный живописец, то многофигурные композиции художника особенно очевидно
обнаруживают усиливающуюся деградацию маньеризма: нарочитая неестественность и
манерность поз, слащавая красивость образов, отвлеченная орнаментальность
композиции, налет рассудочности и холодной эротики. Эстетический идеал зрелого маньеризма
становится полностью оторван от действительности, отличаясь отвлеченностью и нежизненностью.
Недаром теоретики маньеризма нередко подменяют понятие «идеи» понятием «прекрасной манеры», то есть совокупности
определенных формально-стилистических приемов. Сходным образом одним из главных достоинств произведения искусства
считается теперь invenzione, то есть умение «сочинять» сложную и эффектную композицию. История искусства периода маньеризма. Далее → |