|
|
|
|
|
Бронзино (Bronzino; собственно ди Козимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano)
Анджело или Аньоло (1503–1572), итальянский живописец флорентийской школы.
Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти.
С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Представитель маньеризма,
Бронзино Анджело создал тип аристократического портрета, в котором
отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью
композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом,
бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат
к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бронзино великолепно
умеет построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие
сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность,
утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное
портретное сходство. Но в портретах Бронзино отчетливо сказывается и воздействие
жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста
запечатленном официально-парадного облика человека, его сословного величия. Композициям Анджело Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены.
Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку.
Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или
виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы). |
|
|
|
Аллегория триумфа Венеры, 1540-45 Национальная галерея, Лондон |
Аллегория Счастья, 1564 Галерея Уффици, Флоренция. |
|
|
Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542 Галерея Уффици, Флоренция |
Лукреция Панчиатики 1540, Галерея Уффици Флоренция |
|
|
Элеонора Толедская с сыном Джованни ди Медичи, 1545 Уффици, Флоренция |
Портрет Уголино Мартелли, 1538 Государственный музей Берлин |
После 1540 года
Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с
бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда
с ангелами» и другие). В творчестве Анджело Бронзино маньеризм достигает
наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями
красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной
плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное
пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены,
их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах
«Пьета» и «Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция). |
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты,
«Аллегория триумфа Венеры», «Амур», «Глупость» и «Время» (1544–1545, Лондон, Национальная галерея).
В портретах, особенно таких, как «Элеонора Толедская с сыном» (1545), «Молодой человек с лютней» (около 1530) и «Лукреция Панчиатики» (1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические
живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью
образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1540 года.
Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|