Искусство Венеции 16-го века
Алтарная работа «Мадонна на троне со святым Франциском и святым Либералом из Тревизо» или «Мадонна да Кастельфранко» написана венецианским художником Джорджоне приблизительно в период с 1503 по 1505 год. Размер картины 200 x 152 см, дерево, масло; заказчик работы - кондотьер Туцио Костанцо (на подножии престола обозначен фамильный герб).
Собственно, замечательная композиция картина «Мадонна да Кастельфранко» завершает начальный период творчества Джорджоне. В своих ранних вещах и первых произведениях зрелого периода Джорджоне непосредственно связан с той монументальной героизирующей линией, которая наряду с жанрово-повествовательной проходила через все искусство кватроченто и на достижения которой в первую очередь опирались мастера обобщающего монументального стиля Высокого Возрождения.
Венецианец Карло Ридольфи, посетивший родной город художника в 1640 году, написал в своих «Записках»: «Джорджоне написал для
Туцио Костанцо, кондотьера наемников, образ Мадонны с младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко. Слева
поместил святого Георгия (прим. святой Либерал из Тревизо), в котором изобразил себя, а справа — святого Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих
братьев, и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого».
В картине Джорджоне «Мадонна Кастельфранко» фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме, принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения. Мария восседает на высоком постаменте; справа и слева от нее предстоят перед зрителем святой Франциск и местный святой города Кастельфранко
Либерале. Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и
монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе.
Картина этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна, но выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов.
Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. И вместе с тем
непринужденное расположение фигур в просторной композиции, мягкая
одухотворенность их тихих движений, поэтичность образа самой Девы Марии создают в
картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой мечтательности, которая так
характерна для искусства зрелого Джорджоне, избегающего воплощения резких драматических коллизий.
История живописи эпохи Возрождения. Далее → |