|
|
|
|
|
Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да
Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции.
Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо, из-за крупного телосложения).
Не установлено его происхождение. После смерти историка и биографа многих художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне своим
происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко.
Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли,
рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию.
Известно, что в возрасте шестнадцати лет Джорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини.
Собственно, именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж.
Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне первым из всех итальянских
живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах
важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу. |
|
|
|
Джорджоне Юдифь, 1504 Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Джорджоне Три философа, 1508 Музей истории искусства, Вена |
|
|
Джорджоне Гроза, 1505-1508 Галерея Академии, Венеция |
Джорджоне Воин со своим оруженосцем 1509, Галерея Уффици, Флоренция |
|
|
Джорджоне Портрет Лауры, 1506 Музей истории искусства, Вена |
Джорджоне Спящая Венера 1510, Дрезденская галерея |
Наряду с композициями на религиозные
темы (“Поклонение пастухов”, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на
светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие
преобладающее значение. В произведениях Джорджоне (“Юдифь”, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Три философа”, Музей истории искусств, Вена; “Гроза”, Галерея
Академии, Венеция; “Спящая Венера”, картинная галерея, Дрезден) поэтические
представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил
раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. |
Ощущение скрытого дыхания жизни,
органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией,
утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые
ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняя свойственные искусству Раннего
Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с
помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с
пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он
сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями
освещения и тяготеющих к тональному единству. Вся жизнь и творчество Джорджоне
были тесно связаны с гуманистической венецианской культурой середины 15 и начала
16 века. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов,
которые являлись их основными заказчиками. Так, некоторые картины Джорджоне
писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, другие работы художника
находились во дворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани — патриарха Аквилеи. |
Знаменитая картина Джорджоне “Гроза”
украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, “Три философа” была в коллекции Таддео Контарини,
картина “Спящая Венера” в свое время состояла в собрании музыканта Джироламо
Марчелло. Джорджоне, будучи другом этих любителей
искусства, имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его
заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти
превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много
книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его
творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к
литературным, светским темам. Общая направленность творчества Джорджоне
определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портрет юноши”,
Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музей истории искусства, Вена). |
Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские
концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана.
Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно
дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Значительное число мастеров живописи,
подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки,
Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне.
Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой.
Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|