Искусство Италии 16-го века
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра.
Даниил, в Библии праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». В период
вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя — Валтасар. Вместе с тремя другими
юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.
В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он
истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила
«главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». В другом случае царское сновидение Даниил истолковывает как
предзнаменование грядущего сумасшедствия царя.
В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде
излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами. Увидев пророка невредимым, царь освобождает
его. Во время пира у Валтасара (глава 5) Даниил, единственный из мудрецов, прочитывает и толкует таинственную надпись.
В греческих переводах «Книги пророка Даниила» существует еще ряд апокрифических эпизодов: он разоблачает языческих жрецов,
губит дракона, которому поклоняются вавилоняне и др. Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно
был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами в измене мужу. Здесъ Даниил выступает как
ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников.
Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии («сына человеческого»), впервые в
Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения — самые ранние из
известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.
Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в «Книге Иезекииля» наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции,
считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I (6-5 века до н. э.). Исследователи
тюбингенской школы считают, что знание автором исторических реалий относится ко времени гонений на иудеев Антиоха IV
Эпифана, однако автору неизвестно о смерти царя (163 год до н. э.), и это приводит к выводу, что книга создана во 2 веке до н.
э., при том, что образ Даниила гораздо древнее. Современные исследователи насчитывают до пяти редакторов-составителей
«Книги пророка Даниила».
По новому на образ Даниила позволили взглянуть находки в Рас-Шамре (древнем Угарите) фрагментов угаритской поэмы середины
2-го тысячелетия до н. э., отец героя которой, Акхата, носит имя Даннииилу (Данэл), т. е. имя библейского пророка восходит
к доиудаистическим временам. Неоднократно излагаются предания о Данииле и в кумранских рукописях.
Практически все эпизоды книги Даниила были чрезвычайно популярны в европейском искусстве, а часть их («валтасаров пир»,
«колосс на глиняных ногах» — из сна Навуходоносора) у всех народов стали поговорками. Образ Даниила во львином рву стал
символом грядущего воскресения мертвых, провозвестником воскресения Христова.
История искусства периода Высокого Возрождения. Далее → |