|
|
|
|
|
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди
Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490),
однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.
Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению
античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св.Петра, Рим).
В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи
в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма
“Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), |
|
|
|
Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент) |
Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Дельфийская сивилла |
|
|
Микеланджело Буонарроти Ливийская сивилла |
Микеланджело Буонарроти Эритрейская сивилла |
|
|
Микеланджело Буонарроти Кумская сивилла |
Микеланджело Буонарроти Персидская сивилла |
|
|
|
в которых хорошо виден
процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и
оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном
Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал
грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию,
воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение
безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал
Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади)
собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил
перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять
композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле:
“Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, |
Фреска «Страшный Суд» |
|
|
|
“Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др. По сторонам от них, на склонах
громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль,
включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму |
Фреска «Отделение света от тьмы» |
|
|
|
человека, прославлением его творческого гения и
героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца,
подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук,
словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.
Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков:
глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически |
Деталь росписи «Сотворение Адама» |
|
|
|
одухотворенного Исайю, могучую Кумскую
сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам
присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу,
поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской |
Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
капеллы, как и другим живописным произведениям
Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме
приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы
рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, |
|
|
|
|
Давид |
Моисей |
Пьета |
Мадонна с младенцем |
а также над скульптурами для гробницы папы Юлия
II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина
в Ватикане, 1542-1550). |
К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия
в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу
одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя
симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой
лестницей. |
В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.
Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия.
Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|