Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Мадонна с розой». Размер картины 109 x 88,5 см, дерево, масло.
Эстетический идеал Пармиджанино, формирование которого можно проследить в ряде его произведений 1520-х годов.
(«Видение св. Иеронима», Лондон; «Мадонна со святыми», Уффици), подчинен стремлению противопоставить действительности
мир рафинированно-аристократичной, хрупкой, почти бесплотной красоты, он носит отвлеченный характер и очень
скоро обнаруживает узость идейных позиций мастера. Такова его «Мадонна с розой», которая является одним из
наиболее ярких и характерных произведений маньеризма. Образы этой эффектной, виртуозно построенной композиции
носят изысканный, нарочито светский характер и в то же время лишены не только значительности, но и человеческой
теплоты, отмечены внутренней ущербностью. В мадонне Пармиджанино подчеркивает холодную отчужденность, аристократическую
неприступность, придавая ее прекрасному лицу надменное, почти жесткое выражение, а жесту тонких холеных рук — манерность,
нарочитую бесцельность. Двусмысленность взглядов, кокетливый изгиб тела, подчеркивающий округлость бедер, придают
отпечаток холодной чувственности образу маленького Христа. Принципы изобразительного языка
мастера маньеризма, приобретающего
в «Мадонне с розой» особую утонченность, призваны подчеркнуть идеальность этих образов, их непричастность реальному миру.
Колорит картины, построенный на изысканном сочетании холодных дымчато-сиреневых, бледно-розовых, сине-зеленых, блекло-красных
тонов, не только подчеркивает аристократизм образов, но и лишает их полнокровности, материальной убедительности: тело Христа,
лицо и руки мадонны, написанные в гладкой обобщенной манере, бледно-розовым тоном с легкими голубоватыми и лиловатыми тенями,
кажутся почти фарфоровыми.
История искусства периода маньеризма. Далее → |