|
|
|
|
|
Пармиджанино (Parmigianino)
(настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма — 24
сентября 1540 года, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из
крупнейших живописцев маньеризма. Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который
и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи
топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля и
Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом городе создавшего свои
главные произведения. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах
художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, второй вариант
1527-1537; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви
Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523; и др.), соседствуя, однако же, с
стилистическими остроиндивидуальными чертами, такими как особая, действительно
«манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и
удлиненных, грациозных пропорций. Уже в ранний период своего творчества
Пармиджанино проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий очень впечатляюще
акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их,
благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны
(«Портрет мужчины», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Галеаццо Санвитале», 1524, Галерея Каподимонте, Неаполь). |
|
|
|
Мадонна с длинной шеей, 1534-1540 Галерея Уффици, Флоренция |
Мадонна с розой, 1528-1530 Картинная галерея, Дрезден |
|
|
Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина 1530, Галерея Уффици, Флоренция |
Портрет знатной дамы 1523, Частная коллекция |
В 1524 году Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство художник
Пармиджанино преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где
блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова)
почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение святого Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.
После погромов, которыми сопровождался захват Рима войсками Священной Римской империи, Пармиджанино в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной
город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины — «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми»
(конец 1520-х), «Мадонна с розой» (начало 1530-х) и прославленную «Мадонну с длинной шеей» (1534-1540), ставшую его своеобразным творческим завещанием. |
Все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не
то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя,
оставив его в тревожном беспокойстве. Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; около 1535-1537); взгляд
юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 художник работал над росписями пармской
церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к заключению его в тюрьму в 1539 году. Выпущенный под залог, Пармиджанино бежал в Казальмаджоре,
где и скончался в возрасте 37 лет. Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика,
проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах. |
Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. |
|
|
|
|