Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Положение во гроб». Размер картины 148 x 205 см, холст, масло.
Тициану этого периода не чужды были и темы драматического характера, что было естественно на фоне того напряжения сил,
в той трудной борьбе, которую недавно испытала Венеция. Очевидно, опыт этой героической борьбы и связанных с ней испытаний
во многом способствовал достижению того полного мужественной силы и скорбного величия пафоса, который был воплощен Тицианом
в его луврском «Положении во гроб». Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление
о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов.
Сдержанно горячий колорит картины, мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, несущих тело павшего, сама компактность
композиции, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю плоскость полотна, придают картине героическое звучание,
столь характерное для искусства Высокого Возрождения. В этом произведении при всем его драматизме нет ощущения безнадежности,
внутреннего надлома. Если это и трагедия, то, выражаясь современным языком, это оптимистическая трагедия, воспевающая силу духа человека,
его красоту и благородство и в страдании. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского
«Положения во гроб» (1559). В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 году от пожара «Убиении святого Петра-мученика» (1528—1530)
примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев.
Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Петра», столь
созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано
действием и страстями людей. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира».
В дальнейшем, у позднего Тициана, жизнь природы, как воплощение хаоса стихийных сил вселенной, приобретает независимую от человека
и часто враждебную ему силу существования. История искусства периода Позднего Возрождения. Далее → |