(Опубликовано в журнале «Русская Старина», 1875, № 2)
ЧАСТЬ И ЗАЧАЛО ПЕРВОЕ
* Орфография XVIII - XIX веков
Сей отец Авель родился в северных странах, в Московских пределах, в
Тульской губернии, Алексеевской округи, Соломенской волости, деревня
Акулова, приход церкви Илья пророк. Рождение сего монаха Авеля в лето от
Адама семь тысяч и двести шестьдесят и в пять годов, а от Бога Слова -
тысяча и семьсот пятьдесят и в семь годов. Зачатия ему было и основание
месяца июня и месяца сентября в пятое число, а изображение ему и
рождение месяца декабря и марта в самое равноденствие: и дано имя ему,
якоже и всем человеком, марта седьмаго числа. Жизни отцу Авелю, от Бога
положено, восемьдесят и три года и четыре месяца, а потом плоть и дух
его обновится, и душа его изобразится яко Ангел и яко Архангел. И
воцарится <...> на тысячу годов, <...> царство возстанет, когда от Адама
будет семь тысяч и триста и пятьдесят годов, в то убо время воцарятся
<...> вси избранные его и вси святые его. И процарствуют с ним тысячу и
пятьдесят годов, и будет в то время по всей земли стадо едино и пастырь
в них един: в них же вся благая и вся преблагая, вся святая и вся
пресвятая, вся совершенная и вся пресовершенная. И процарствуют тако
<...>, как выше сказана, тысячу и пятьдесят годов, и будет в то время от
Адама восемь тысяч и четыреста годов, потом же мертвые возстанут и живые
обновятся, и будет всем решение и всем разделение: которые воскреснут в
жизнь вечную и в жизнь безсмертную, а которые предадятся смерти и тлению
и в вечную погибель, а прочая о сем в других книгах. А мы ныне
возвратимся на первое и окончаем жизнь и житие отца Авеля. Его жизнь
достойна ужаса и удивления. Родители его бяша земледельцы, а другое у
них художество коновальная работа, научили тому ж своего отрока отца
Авеля. Он же о сем мало внимаша, а больше у него внимание о Божестве и
о божественных судьбах, сие желание ему от юности его, еще от чрева
матери своея: и совершися то ему в нынешние года. Ныне ему от рождения
девять на десять годов. И пойдя он с сего года в южные страны и в
западные, а потом в восточные и в прочие грады и области: и хождаша тако
странствуя девять годов. Наконец же сего пришел в самую северную страну,
и вселился там в Валаамский монастырь, который Новгородской и
Санктпетербургской епархий, Сердобольской округи. Стоит сей монастырь на
острову на Ладожском озере, от мира весьма удален. В то время в нем был
начальник игумен Назарей: жизни духовной и разум в нем здравый. И
принял он отца Авеля в свой монастырь как должно, со всякою любовию, дал
ему келью и послушание и вся потребная; потом же приказал ему ходить,
вкупе с братиею, в церковь и в трапезу, и во вся нужная послушания.
Отец же Авель пожил в монастыре токмо один год, вникая и присматривая
всю монастырскую жизнь и весь духовный чин и благочестие. И видя во всем
порядок и совершенство, как в древле было в пустынных монастырях, и
похвали о сем Бога и Божью Матерь.
ЗАЧАЛО ВТОРОЕ
Посему ж отец Авель взял от игумена благословение и отыде в пустыню;
которая пустыня на том же острову недалеча от монастыря, и вселился в
той пустыне един и соединим. А в них же и между их, сам Господь Бог
Вседержитель, вся в них исправляя, и вся совершая, и всему полагая
начало и конец и всему решение: ибо Он есть вся и во всех и вся
действуя. И начал отец Авель в той пустыни прилагать труды ко трудам, и
подвиг к подвигу, и явися от того ему многия скорби и великия тяжести,
душевныя и телесныя. Попусти Господь Бог на него искусы, великие и
превеликие, и едва в меру ему понести, посла на него темных духов
множество и многое: да искусится теми искусами яко злато в горниле. Отец
же Авель, видя над собою таковое приключение, и нача изнемогать и во
отчаяние приходить; и рече в себе: «Господи помилуй и не введи меня во
искушение выше силы моея». Посему же отец Авель нача видеть темных духов
и с ними говорить, спрашивая их: кто их послал к нему? Они же отвещаваху
к нему и рекоша: «нас послал к тебе тот, кто и тебя в сие место послал».
И много у них было разговора и спора, но ни что же их успе, а токмо то в
срамоту себе и на поругание: отец Авель показался над ними страшный
воин. Господь же видя раба своего таковую брань творяща с безшютными
духами и рече к нему, сказывая ему тайная и безвестная, и что будет ему
и что будет всему миру: и прочая таковая многая и множество. Темныя же
духи ощутили сие, яко сам Господь Бог беседует со отцем Авелем; и бысть
вси невидимы во мгновения ока: ужасошася и бежаша. Посему ж взяли отца
Авеля два духа... (Далее составитель жития Авеля рассказывает как он от
высших сих получил великий дар прорицания судеб будущего)... и рекоша
ему: «буди ты новый Адам, и древний отец Дадамей, и напиши яже видел еси:
и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а токмо
избранным моим, и токмо святым моим; тем напиши, которые могут вместить
наши словеса и наша наказания. Тем и скажи и напиши.» И прочая таковая
многая к нему глаголаша.
ЗАЧАЛО ТРЕТЬЕ
Отец же Авель пришед в себя, и нача с того время писать и сказывать, что
вместно человеку; сие ему видение было в тридесятое лето жизни его и
совершилось в тридесять годов. Странствовать он пошел двадцати годов, на
Валаам пришел двадцати и осьми годов; тот год был от Бога Слова - тысяча
и семьсот восемьдесят и пять, месяц октябрь, по солнечным первое число.
И случися сие ему видение, дивное видение и предивное одному в пустыне -
в лето от Адама семь тысяч и двести девяносто и в пятом году, месяца
ноября по солнечным в первое число, с полунощи и продолжалась как не
меньше тридесяти часов. С того убо время начал писать и сказывать что
кому вместно. И велено ему выйти из пустыни в монастырь. И пришел он в
монастырь того ж года, месяца февраля в первое число и вшел в церковь
Успения Пресвятыя Богородицы. И стал посреде церкви весь исполнен
умиления и радости, взирая на красоту церковную и на образ Божия
Матери...... (Далее рассказывается новое видение, будто бы осенившее
Авеля, причем будто бы необъяснимая сила) <...> внидя во внутренняя его;
и соединился с ним, якобы един....человек. И нача в нем и им делать и
действовать, якобы природным своим естеством; и дотоле действоваша в
нем, дондеже всему его изучи и всему его научи <...> и вселися в сосуд,
который на то уготован еще издревле. И от того время отец Авель стал вся
познавать и вся разумевать: (неведомая сила) наставляя его и вразумляя
всей мудрости и всей премудрости. Посему ж отец Авель вышел из
Валаамского монастыря, тако ему велено действом (той силы), _ сказывать
и проповедывать тайны Божий и судьбы его. И ходил он тако по разным
монастырям и пустыням девять _ годов, обошел многия страны и грады,
сказывал и проповедовал волю Божию и страшный суд Его. Наконец же того
время, пришел он на реку Волгу. И поселился в монастырь Николая
Чудотворца, званием той монастырь Бабайки, Костромской епархии. В то
время настоятель в той обители был именем Савва, жизни простой;
послушание в той обители было отцу Авелю: в церковь ходить и в трапезу,
и в них петь и читать, а между тем писать и слагать, и книги сочинять. И
написал он в той обители книгу мудрую и премудрую, ... в ней же написано
о царской фамилии. В то время царствовала в Российской земле Вторая
Екатерина; и показал ту книгу одному брату, имя ему отец Аркадий; он же
ту книгу показал настоятелю той обители. Настоятель же собрал братию, и
сотвориша совет: ту книгу и отца Авеля отправить в Кострому, в духовную
консисторию, и бысть тако отправлен. Духовная же консистория:
архимандрит, игумен, протопоп, благочинный и пятый с ними секретарь -
полное собрание, получили ту книгу и отца Авеля. И вопросили его он ли
ту книгу писал? И от чего взял писать, и взяли с него сказку, его дело
то и отчего он писал; и послали ту книгу и при ней сказку ко своему
архиерею. В то время в Костроме был архиерей-епископ Павел. Егда ж
получил епископ Павел ту книгу и при ней сказку, и приказал отца Авеля
привесть пред себя; и сказал ему: «сия твоя книга написана под смертною
казнию». Потом повелел его отправить в губернское правление и книгу его
с ним. И бысть тако отправлен отец Авель в то правление, и книга его с
ним, при ней же и рапорт.
ЧАСТЬ II. ЗАЧАЛО ЧЕТВЕРТОЕ
Губернатор же и советники его приняли отца Авеля и книгу его и видеша в
ней мудрая и премудрая, а наипаче написано в ней царския имена и царския
секреты. И приказали его на время отвезть в костромской острог. Потом
отправили отца Авеля и книгу его с ним на почтовых в Санкт-Петербург в
сенат; с ним же для караула прапорщик и солдат. И привезен бысть прямо в
дом генерала Самойлова; в то время он был главнокомандующий всему
сенату. Приняли отца Авеля господин Макаров и Крюков. И доложили о том
самому Самойлову. Самойлов же разсмотрел ту отца Авеля книгу, и нашел в
ней написано: якобы государыня Вторая Екатерина, лишится скоро сей
жизни. И смерть ей приключится скоропостижная, и прочая таковая написано
в той книге. Самойлов же видя сие, и зело о том смутился; и скоро
призвал к себе отца Авеля. И рече к нему с яростию глагола: «како ты
злая глава смел писать такие титлы на земнаго бога!» и удари его
трикраты по лицу, спрашивая его подробну: кто его научил такие секреты
писать, и отчего взял такую премудрую книгу составить? Отец же Авель
стояша перед ним весь в благости, и весь в божественных действах. И
отвещавая к нему тихим гласом и смиренным взором; рече: меня научил
писать сию книгу тот, кто сотворил небо и землю, и вся яже в них: тот же
повелел мне и все секреты составлять. Самойлов же сие слыша, и вмени вся
в юродство; и приказал отца Авеля посадить под секрет в тайную; а сам
сделал доклад самой государыне. Она же спросила Самойлова, кто он
(Авель) такой есть и откуда? Потом приказала отца Авеля отправить в
Шлюшенбургскую крепость, - в число секретных арестантов, и быть тамо ему
до самой смерти живота своего. Сие дело было в лето от Бога Слова -
тысяча и семь сот и девяноста в шестом году, месяца февраля и марта с
первых чисел. И бысть тако заключен отец Авель в ту крепость, по
имянному повелению государыни Екатерины. И был он там всего время -
десять месяцев и десять дней. Послушание ему было в той крепости:
молиться и поститься, плакать и рыдать и к Богу слезы проливать,
сетовать и воздыхать и горько рыдать; при том же ему еще послушание,
Бога и глубину его постигать. И проводи тако время отец Авель в той
Шлюшенской крепости, до смерти государыни Екатерины. И после того еще
содержался месяц и пять дней. Потом же егда скончалась Вторая Екатерина,
а вместо ей воцарился сын ея Павел, и нача сей государь исправлять что
ему должно; генерала Самойлова сменил. А вместо его поставлен князь
Куракин. И нашлась та книга в секретных делах, - которую написал отец
Авель; нашел ее князь Куракин и показал ту книгу самому государю Павлу.
Государь же Павел скоро повелел сыскать того человека, который написал
ту книгу и сказано ему: тот человек заключен в Шлюшенской крепости, в
вечное забвение. Он же немедля послал в ту крепость самого князя
Куракина разсмотреть всех арестантов; и спросить их лично, кто за что
заключен, и снять со всех железныя оковы. А монаха Авеля взять в
Петербург, к лицу самого государя Павла. И бысть тако. Князь Куракин вся
исправил и вся совершил: с тех со всех арестантов снял железныя оковы, и
сказал им ожидать милость Божию, а монаха Авеля представил во дворец к
самому его величеству императору Павлу.
ЗАЧАЛО ПЯТОЕ
Император же Павел принял отца Авеля во свою комнату, принял его со
страхом и радостию и рече к нему: «Владыко отче благослови меня и весь
дом мой: дабы ваше благословение было нам во благое». Отец же Авель на
то отвеща к нему: «Благословен Господь Бог всегда и во веки веков». И
спросил у него (царь), что он желает: в монастырь ли быть монахом, или
избери род жизни какую другую. Он же паки к нему отвещал и глагола:
«Ваше величество, всемилостивейший мой благодетель, от юности мое
желание быть монахом, и служить Богу и Божеству его». Государь же Павел
поговорил с ним еще что нужно и спросил у него по секрету: что ему
случится; потом тому ж князю Куракину приказал отвесть (Авеля) в Невский
монастырь, в число братства. И по желанию его облечь в монашество, дать
ему покой и вся потребная, приказано сие дело выполнить митрополиту
Гавриилу от самаго государя Павла, чрез князя Куракина. Митрополит же
Гавриил видя такое дело,
и со страхом удивися вкупе же и ужасеся. И рече к отцу Авелю: будет вся
исполнено по вашему желанию; потом облече его в черное одеяние и во всю
славу монашества, по имянному повелению самаго государя; и приказал ему
митрополит вкупе с братиею ходить в церковь и в трапезу, и на вся нужная
послушание. Отец же Авель пожил в Невском монастыре токмо един год;
потом паки и абие пошел в Валаамский монастырь, по докладу (т. е. с
разрешения государя) Павла, и составил там другую книгу, подобну первой,
еще и важнее, и отдал ее игумену отцу Назарию, он же показал ту книгу
своему казначею и прочим братиям и сотвориша совет послать ту книгу в
Петербург митрополиту. Митрополит же получил ту книгу, и видя в ней
написано тайная и безвестная, и ничто же ему понятна; и скоро ту книгу
послал в секретную палату, где совершаются важные секреты, и
государственные документы. В той палате начальник господин генерал
Макаров. И видя сей Макаров ту книгу, и в ней написано вся ему
непонятная. И доложил о том генералу, который управляет весь сенат; той
же доложи самому государю Павлу. Государь же повелел взять с Валаама
отца Авеля, и заключить его в Петропавловскую крепость. И бысть тако.
Взяли отца Авеля из Валаамского монастыря, и заключили в ту крепость. И
был он Авель там, дондеже государь Павел скончался, а вместо его
воцарился сын его Александр. Послушание отцу Авелю было в
Петропавловской крепости тоже самое, что ему было в Шлюшенбурской
крепости, тож самое время и сидел там: десять месяцев и десять дней.
Егда ж воцарился государь Александр, и приказал отца Авеля отправить в
Соловецкой монастырь: в число оных монахов, но токмо за ним иметь
присмотр; потом и свободу получил. И был он на свободе един год и два
месяца, и составил еще третию книгу: в ней же написано, как будет Москва
взята и в который год. И дошла та книга до самаго императора Александра.
И приказано монаха Авеля абие заключить в Соловецкую тюрьму, и быть там
ему дотоле, когда сбудутся его пророчества самою вещию.
И был отец Авель всего время в Соловецкой тюрьме десять годов и десять
месяцев, а на воле там жил - един год и два месяца: и того всего время
он препроводил в Соловецком монастыре ровно двенадцать годов. И видел в
них добрая и недобрая, злая и благая, и всяческая и всякая: еще ж такия
были искусы ему в Соловецкой тюрьме, которые и описать нельзя. Десять
раз был под смертию, сто раз приходил во отчаяния; тысячу раз находился
в непрестанных подвигах, а прочих искусов было отцу Авелю число
многочисленное и число безчисленное. Однако благодатию Божиею, ныне он,
слава Богу, жив и здоров, и во всем благополучен.
ЗАЧАЛО ШЕСТОЕ
Ныне от Адама семь тысяч и триста и двадесятый год, а от Бога Слова
тысяча и восемь сот и второй на десять. И слышим мы в Соловецком
монастыре, яко бы южный царь или западный, имя ему Наполеон, пленил
грады и страны и многия области, уже и в Москву вшел. И грабит в ней и
опустошает все церкви и вся гражданская, и всяк взывая: Господи помилуй
и прости наше согрешение. Согрешихом пред Тобою, и несть достойны
нарекатися рабами Твоими; попустил на нас врага и губителя, за грех наш
и за беззакония наша! и прочая таковая взываху весь народ и вси людие. В
тож самое время, когда Москва взята, вспомни сам государь пророчество
отца Авеля; и скоро приказал князю Голицыну, от лица своего написать
письмо в Соловецкой монастырь. В то время начальник там был архимандрит
Илларион; написано письмо таким образом: «монаха отца Авеля выключить из
числа колодников, и включить его в число монахов, на всю полную
свободу». Еще ж приписано: «ежели он жив и здоров, то ехал бы к нам в
Петербург: мы желаем его видеть и с ним нечто поговорить». Тако написано
от лица самаго государя, а архимандриту приписано: «дать отцу Авелю на
прогон денег, что должно до Петербурга и вся потребная». И пришло сие
имянное письмо в Соловецкой монастырь в самый Покров, месяца октября в
первое число. Архимандрит же егда получил таковое письмо, и видя в ней
тако написано, и зело тому удивися, вкупе же и ужасеся. Зная за собою,
что он отцу Авелю многия делал пакости и во одно время хотел его
совершенно уморить, - и отписал на то письмо князю Голицыну, таким
образом: - «ныне отец Авель болен и не может к вам быть, а разве на
будущий год весною», и прочая таковая. Князь же Голицын егда получил
письмо от Соловецкого архимандрита, и показал то письмо самому государю.
Государь же приказал сочинить имянной указ святейшему Синоду, и послать
тому ж архимандриту: чтобы непременно монаха Авеля выпустить из
Соловецкаго монастыря, и дать ему пашпорт во все российские города и
монастыри; при том же что бы он всем был доволен, платьем и деньгами. И
видя архимандрит имянной указ, и приказал с него отцу Авелю написать
пашпорт, и отпустить его честно со всяким довольством; а сам сделался
болен от многия печали: порази его Господь лютою болезнию, тако и
скончался. Сей Илларион архимандрит уморил невинно двух колодников,
посадил их и запер в смертельную тюрьму, в которой не токмо человеку
жить нельзя, но и всякому животному невместно: перьвое в той тюрьме
темнота и теснота паче меры, второе - голод и холод, нужа и стужа выше
естества; третие дым и угар и сим подобная, четвертое и пятое в той
тюрьме - скудостию одежд и в пищи, и от солдат истязание и ругание, и
прочая таковая ругательство и озлобление многое и множество. Отец же
Авель вся сия слыша и вся сия видя. И нача говорить о том самому
архимандриту, и самому офицеру, и всем капралам, и всем солдатам, рече к
ним и глагола: «дети, что тако делаете неугодная Господу Богу, совсем
противная Божеству Его? Аще непрестаните от злаго таковаго начинания, то
вскоре вси погибните злою смертию и память ваша потребиться от земли
живых, чада ваша осиротеют, и жены ваши останутся вдовицами!» Они же сия
слышаху от отца Авеля такия речи; и зело на него возропташа и сотвориша
между собою совет уморить его. И посадили его в теж самыя тяжкия тюрьмы.
И был он там весь великий пост, моляся Господу Богу и призывая имя
Святое Его; весь в Бозе и Бог в нем; покры его Господь Бог благодатию
Своею, и Божеством Своим от всех врагов его. После же того вси погибоша
враги отца Авеля и память их погибе с шумом; и остался он един и Бог с
ним. И нача отец Авель петь песнь победную и песнь спасительную и прочая
таковая.
ЧАСТЬ III. ЗАЧАЛО СЕДЬМОЕ
Посему ж отец Авель взял пашпорт и свободу, во все Российские города и
монастыри, и в прочия страны и области. И вышел из Соловецкаго монастыря
месяца июния в первое число. Год тот был от Бога Слова - тысяча и
восемьсот и третий на десять. И пришел в Петербург прямо ко князю
Годицыну, имя ему и отечество Александр Николаевич, господин благочестив
и боголюбив. Князь же Голицын видя отца Авеля, и рад бысть ему до зела;
и нача вопрошать его о судьбах Божиих и о правде Его, отец же Авель
начал ему сказавать вся и обо всем, от конца веков и до конца. И от
начала времен до последних; он же слыша сия и ужасеся и помысли в сердце
другое; потом послал его к митрополиту явиться ему благословиться от
него: отец же Авель сотворил тако. Пришел в Невский монастырь, и явился
митрополиту Амвросию; и рече ему: «благослови владыко святый раба своего
и отпусти его с миром и со всякою любовию». Митрополит же увидел отца
Авеля, и слыша от него такия речи и отвещал к нему: «благословен Господь
Бог Израилев, яко посети сотвори избавление людям Своим и рабу Своему
монаху Авелю». Потом благослови его и отпусти, и рече к нему, «буди с
тобою во всех путех твоих Ангел Хранитель»; и прочая таковая изрече и
отпусти его с великим довольством. Отец же Авель, видя у себя
пашпорт и свободу во все края и области, и потече из Петербурга к югу и
к востоку, и в прочия страны и области. И обошед многая и множество. Был
в Цареграде и в Иерусалиме, и в Афонских горах; оттуда же паки
возвратился в Российскую землю: и нашел такое место, где вся своя
исправил и вся совершил. И всему положил конец и начало, и всему начало
и конец; там же и жизнь свою скончал: пожил на земли время довольно, до
старости лет своих. Зачатия ему было месяца июния, основания сентября;
изображения и рождения, месяца декабря и марта. Жизнь свою скончал
месяца генваря, а погребен февраля. Тако и решился отец наш Авель. Новый
страдалец... Жил всего время - восемьдесят и три года и четыре месяца. В
дому отца своего жил девять на десять годов. Странствовал девять годов,
потом в монастырях девять годов; а после того еще отец Авель проводи
десять годов и семь на десять годов: десять годов проводи в пустынях и в
монастырях, и во всех пространствах; а семь на десять годов отец Авель
препроводи жизнь свою - в скорбях и в теснотах, в гонениях и в бедах, в
напастях и в тяжестях, в слезах и в болезнях, и во всех злых
приключениях; еще ж сия жизнь ему была семь на десять годов: в темницах
и в затворах, в крепостях и в крепких замках, в страшных судах, и в
тяжких испытаниях; в том же числе был во всех благостях и во всех
радостях, во всех изобильствах и во всех довольствах. Ныне же отцу Авелю
дано пребывать во всех странах и во всех областях, во всех селах и во
всех городах, во всех столицах и во всех пространствах, во всех пустынях
и во всех монастырях, во всех темных лесах, и во всех дальних землях; ей
тако и действительно: а ум его ныне находится и разум - во всех
твердях... во всех звездах и во всех высотах, во всех царствах и во всех
государствах... в них ликуя и царствуя, в них господствуя и
владычествуя. Сие верное слово и действительное. Посему ж и выше сего,
дух Дадамей и плоть его Адамия родится существом... И будет тако всегда
и непрестанно и тому не будет конца, ей тако. Аминь.
|