Периоды зарождения и становления астрологии в Месопотамии, Ассирии, Вавилонии
(V тысячелетие до н. э. — 583 г. до н. э.)
Придворной астрологией славилась Месопотамия:
месопотамская астрономия I тысячелетия до н.э. оказала значительное влияние на индийскую.
Не без посредничества ислама, нередко заимствовавшего обычаи и традиции древнего
Ближнего Востока через эллинистические каналы, месопотамская астрология обрела
свое второе рождение в Вавилонии и соседних странах уже после гибели самой, породившей
ее цивилизации. Ранний этап развития астрологии в месопотамской цивилизации
нашел отражение в старовавилонских табличках с довольно примитивными
астрологическими знамениями, обнаруженных в Богазкейе, Катне, Мари и Эламе и
подтверждающих существование астрологической традиции, достаточно
сложной уже в старовавилонский период.
В научных и, преимущественно, литературных текстах нередко встречается
термин «уцурту», означающий «план» или «набросок», подразумевающий некоторый, божественно
предопределенный, ход событий, служащий прообразом современного гороскопа.
В некоторых религиозных текстах неоднократно встречается термин «шимту»,
означающий некую безымянную силу, наделяющую каждого родившегося
предназначенной ему индивидуальной мерой счастья и неудач и определяющую цели,
средства и длительность дальнейшего существования, природу и последовательность
происходящих событий. Таким образом, понятие «шимту» предусматривало
необходимость реализации предопределения, о чем свидетельствует фрагмент письма царя
Ашшурнацирапала II (883-859 до н.э.): «Все это шимту, изреченная великими Богами и
реализованная для меня их волей». Кроме того, в одном позднем тексте времен
правления старовавилонского царя Амми-Цадука сохранились упоминания о наблюдениях за
планетой Венера. Астрологические тексты вывозились в Сузы и Хаттусас и переводились
на эламский и хеттский языки: данный тип предсказаний был широко распространен даже
за пределами Вавилонии.
Основным источником астрологических текстов, как
уже упоминалось, служила библиотека Ашшурбанипала (668 — 627 гг. до н. э.).
Родиной одних текстов являются Ашшур и Калах, другие происходят из Вавилона, Борсиппы,
Урука, Киша, Ниппура. Средневавилонские тексты, найденные в Нузи и Ниппуре,
свидетельствуют о непрерывности астрологической традиции. Каноническая
серия (уже упомянутая нами «Enuma Anu Enlil» («Когда Ану и Энлиль...») по
первым словам двуязычного введения содержит около 70 табличек, в двадцати трех
из которых описываются Луна, Солнце, планеты, неподвижные звезды, а также
истолковываются явления, сопровождающие полнолуние и новолуние, солнечные и лунные
затмения. Кроме того, некоторое внимание уделяется необычным скоплениям облаков и
движению планет, в особенности, Венеры.
В архивах Ниневии сохранилось множество астрологических отчетов ассирийским царям,
посвященных истолкованию таких явлений, как землетрясение, град, гром, дождь.
Тексты, датируемые V(410) и III в.в. до н. э. представляют
собой гороскопы, содержащие время зачатия и рождения ребенка, астрологические расчеты
и их истолкование. Датировка гороскопов свидетельствует о том, что факт
возникновения гороскопов в Вавилонии не следует приписывать влиянию греков.
Гороскопы того времени напоминают известную селевкидскую табличку с
предсказанием будущего родившемуся на основании астрономических явлений, сопровождавших
его рождение. Любопытно также отметить и то, что Вавилонская астрология не имела ничего
общего со слепой верой в могущество звезд, о которой упоминается в Ветхом завете (Кн. Исайи. ХVII, 13).
Планеты. Из плеяды звездных Богов особое значение придавалось
Луне не только потому, что она являлась первым показателем времени, но и вследствие
мягкости ее лучей. Вторым важным фактором был Вавилонский лунный год (12х29 дней),
служащий прообразом лунного календаря.
Луна именовалась «Господином блестящего восхода». Метаморфозы лунного диска,
вследствие смены фаз, воспринимались в качестве естественного роста и убыли, что
наложило свой отпечаток на последующее представление о связи Луны с процессами
становления, роста и умирания.
Умиротворяющее действие лунных лучей, столь разительное после испепеляющей силы
Солнца, вынудило вавилонян перенести начало отсчета суточного времени на
полночь, в связи с чем Луна «Син» (шумерский «Нанна») воспринималась в качестве отца
Солнца «Шамаш» (шумерский «Уту»), Определение траектории Луны, базировавшееся на наблюдениях за ее
ежедневным движением по небосводу, позволило выделить 27 — 28 звездных групп.
Определение траектории Луны на основе подобного подразделения, несомненно,
предшествовало вычислению траектории Солнца.
В течение долгого времени могущество Солнечного Бога, Шамаш,
значительно уступало могуществу Луны, Син.
И лишь в эллинистическую эпоху стала очевидной зависимость развития всего
живого от живительной силы Солнца. До нас дошло немало вавилонских гимнов,
посвященных Луне и Солнцу, носящих культовый (иератичный) характер. Каждый из
Богов имел в Месопотамии два центра: Шамаш — в Ларсе и Сиппаре, Син — в Уре и Харране. Бог Солнца занимал исключительное положение верховного судьи,
земного и небесного, предсказывающего будущее и заботящегося об обиженных и бедных. Равноправным соседом на небосводе выступала также
Венера (Иштар), образующая в союзе с Луной и Солнцем Божественную триаду.
Такое большое ее значение в Вавилонской
астрологии было обусловлено исключительной видимостью данной планеты в
этих широтах: в Месопотамии Венера, хорошо заметная даже в полдень, способна
отбрасывать тень. Божественная триада (солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда
Иштар) отчетливо видны на пограничных камнях, представляющих собой удлиненные
столбы с изображением звездных Богов.
Изображенные на некоторых из камней жилища следует считать звездными обителями —
домами, в которых живут звезды. Звездные констелляции при этом имеют вид
фантастических животных типа лев-змея-орел или коза-рыба. Венера
олицетворяет собой Иштар, богиню любви и материнства, исцеляющую и покровительствующую всему
растущему. Фрагменты астрологических текстов описывают ее в качестве «доброй
Богини», питающей любовь и дарующей свое покровительство, милосердной к вдовам и
представляющей опасность для младенцев.
Наряду с Божественной триадой в пантеоне были и другие планеты: Нергал (Марс), Мардук (Юпитер),
Ниниб (Сатурн), Набу (Меркурий). Боги планет значительно отличались от неподвижных
звезд. Планетарная природа постигалась посредством наблюдения за окраской планет:
красный цвет Марса послужил основой для отождествления планеты с Богом Войны и
смерти Нергалом: белый цвет Юпитера (как у Венеры) подтверждал его жизнетворное,
мягкое влияние; красно-желто-серая окраска Сатурна и подозрительно долгий период его
обращения вокруг Солнца имели зловещий характер. |
Пограничный камень с астрознаками |
Планеты объединялись в группы:
вавилонянам была известна триада и септенер (семерица) планет. При этом планеты
располагались не по времени их обращения, как это было принято у греков или
впоследствии в Западной Европе, а в зависимости от их собственных достоинств,
связанных с соответствующим Божеством (деление на добрых и злых). Возрастание, наряду с
триадой, значения септенера планет, влияние которого распространялось далеко за
пределами Месопотамии, было обусловлено значением числа семь, выявленного впервые
на основе семидневного цикла, продиктованного лунными фазами (неделя).
Знаки Зодиака. В основных чертах Зодиак, сформировавшийся
в Вавилонии, включал знаки Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов (единственный,
собственно календарный знак, получивший свое название согласно осеннему
равноденствию), Скорпиона, Стрельца (Кентавр, которому в эпосе о Гильгамеше
соответствовал человек-скорпион девятой таблички, содержащей упоминание о небесной
преисподней и адских созвездиях), Козерога (вавилонская коза-рыба), Водолея (Адад, Бог бурь).
Невыясненным до сих пор остается происхождение Овна. В вавилонском эпосе о
сотворении мира упоминается около одиннадцати зодиакальных знаков,
наложивших определенный отпечаток на эпос о Гильгамеше: человек-скорпион
девятой таблички, борьба двух друзей Гильгамеша и Энкиду (Близнецы) с небесным быком
и др. Для Вавилонии была также характерна идентификация обозначения звезд и знаков Зодиака.
Литература
Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.
Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907
|