Период смещения центра развития традиций античной астрологии в страны арабского мира и ислама (VI — XIV вв.)
К началу VI столетия хранителями астрологических
традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились
каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего.
В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид,
всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских
ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в
качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и
иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также
астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век). В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis.
В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций.
Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе.
Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной.
Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены. Астрологи и астрономы арабо-иудейского происхождения, следуя принципам (центилоквиям)
Птолемея, засорили чистоту доктрины своего учителя мистикой талмудистов и тенденцией
к фатализму, свойственных семитской расе. Исламский мир отличается большим национальным многообразием. Поэтому термин «арабская астрология», используемый применительно к астрологии стран ислама, представляется довольно некорректным. Действительно, среди известных астрологов этого периода были:
- Ибн ал-Бади ал-Астурлаби (? - 1140) из Багдада (составитель «Зиджа Махмуда»);
- Абрахам Бен Меир Абен Эзра (1119 - 1187) из Испании (еврейский астролог, математик, поэт, философ; его книги оказали большое воздействие как на мусульманских, так и на христианских астрологов позднего Средневековья);
- Ризкаллах ан-Наххас из Египта (выдающийся астролог-педагог XII века);
- Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлиси (1100 - 1230) из Тифлиса (Тбилиси), работавший при дворе турецкого султана;
- Ибн ал-Битруджи (? - 1185), уроженец Педроче, севернее Кордовы (астроном и астролог, работавший в Севилье, книги которого имели большую популярность в Европе);
- Ибн ал-Банна (около 1260 - около 1320) из Марокко (автор большого многих работ по астрологии и математике);
- Ибн ал-Баттиви (алжирский военачальник и астролог XIV века);
- Ибн ал-Хамзави (учёный из Алеппо в Сирии, автор астрологического исследования военных кампаний мамлюков против турок в последней четверти XV века).
Однако, хотя наука о звёздах была распространена во всём исламском мире, можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов. Если в VIII - IX веках таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI веке ведущая роль принадлежала Испании (где в это время были созданы знаменитые астрологические «Толедские таблицы»), а в XIII - XV веках центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это время правили мамлюки. Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука развивалась гораздо меньше, чем астрономия. В конце XIII века астрономия интенсивно развивалась в Каире, а в середине XIV
столетия крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом) стал Дамаск. Но в 1402 году Дамаск был разрушен монголами. Новый расцвет астрологии наступил уже ближе к концу XV в., когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица империи - Стамбул.
Зиджи были основой астрологических практик исламских астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зиджах заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.
Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI - XV
столетий был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 - 1274), учёный-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 года - после разрушения государства ассасинов монголами - перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вёл переговоры с халифом о капитуляции.
В 1259 году ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане) обсерваторию и научную школу, куда свезли всех учёных, попавших в руки монголов, и где были собраны книги и научные приборы из покорённых ими стран. Ат-Туси принадлежит множество работ по астрономии и астрологии («Изложение Альмагеста», «Ильханский зидж», «Краткое о науке астрологии и познании календаря» и др.).
В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII веке арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела.
Иудейский зодиак Синагога Вейт Альфа Израиль |
До начала крестовых походов в
Европе занятия астрологией почти не практиковались, однако с расширением
контактов с Востоком и распространением идей Восточного мира западноевропейская
астрология постепенно стала возвращать утраченные позиции. Наглядным примером
астрологического мотива, сделавшегося неотъемлемой частью христианской доктрины,
служит Евангельское повествование о Вифлеемской звезде, заставившей волхвов прийти поклониться Сыну человеческому.
Возрастающее влияние на христианские народы иудеев, считавших астрологическую практику
неотъемлемой частью талмудистских и каббалистических обрядов, привело к
одновременному росту престижа астрологии и падению престижа папской и императорской
власти. По словам Анжело Катто, к концу Средневековья не было ни одного короля или
владетельного сеньора, двор которых отличался бы отсутствием астролога. |
В частности, астрология процветала при дворе германского
императора Фридриха II в Палермо, что в немалой степени было обусловлено
достаточно близкими отношениями Фридриха со странами Востока. Михаель Скотт,
придворный астролог Фридриха, был создателем первой в Западной Европе
фундаментальной астрологической энциклопедии, хранящейся в рукописном
отделе Мюнхенской библиотеки. Астрология пользовалась также покровительством
римских Пап. Так, Юлий II определял по звездам день, благоприятный для восшествия
на папский престол, а Павел III — часы проведения консисторий. Лев X даже учредил
астрологическую кафедру в Сапиенце — католическом университете в Риме.
Аналогичные кафедры существовали в Болонье, Падуе, Париже.
Из наиболее прославившихся в Х веке астрологов следует упомянуть монаха Оливу,
весьма сведущего в астрономии, и Лупитуса из Барселоны.
В XI столетии знаниями в области астрономии прославился Абрахам (Бен Хийя)
из Барселоны (род. в 1070 г.), за эрудицию прозванный Хаваси (князь). Ему принадлежит
труд по мунданной астрологии «Sphaera mundi», изданный в Мюнстере только
в 1546 г., а также трактаты «О планетах» и «Календари греков и римлян». В труде иудея Леви Барзити
из Барселоны «Книга времен» рассмотрена связь времен года, знаков Зодиака и планет.
XII век ознаменовался созданием Абрахамом Бен Меир Абен Эзра по прозвищу «Хакам» (мудрый)
(род. в 1119г.) труда по юдициальной астрологии на иврите, экземпляр которого, переведенный
на каталонский язык, хранится в библиотеке Эскориала. Кроме того, Абен Эзра
участвовал также в астрологическом съезде 1186 года, провозгласившем конец света.
Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X - XIV
столетиях многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире.
Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII века проникли во многие регионы Азии, в т.ч. в Индию и Китай.
Литература
Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.
Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907
|