|
|
|
|
|
Арп Жан (Arp Jean) (1887—1966),
швейцарский и французский художник и поэт, один из зачинателей дадаизма. В
середине 1920-х годов Жан Арп в своем творчестве перешел к синтезу дадаизма,
сюрреализма и абстракции. Жан Арп создавал живопись, графику, коллажи и
скульптуру, где в основном преобладали «биоморфные», подражающие ритмам природы
фантазии. Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — конек, деревянная лошадка; детский
лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 годах.
Дадаизм сложился в Швейцарии, получил развитие во Франции (Андре Бретон, Тристан
Тцара, Марсель Дюшан, Франсуа Пикабия, Макс Эрнст, Жан Арп, Р. Гюльзенбек, М.
Янко). |
|
|
|
|
Выразился в
отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях
случайных предметов. В 1920-е годы дадаизм изжил себя, во Франции это течение слилось с сюрреализмом, в
Германии дадаизм растворился в примитивизме, беспредметности и экспрессионизме.
Сюрреализм (франц. surrealisme, сверхреализм), направление в искусстве 20 столетия, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты,
сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х годах, развивая ряд черт
дадаизма (писатели Андре Бретон, Филипп Супо, Тристан Тцара, художники Макс Эрнст, Жан Арп, Жоан Миро). С 1930-х годов (художники Сальвадор Дали, Поль Блум,
Ив Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
Картина Жана Арпа "Листья и капли I".
Что это — прозрачные капли дождя, проявляющиеся на стекле лишь тонким полукружием теней, или падение листьев в безветренном пространстве? Безмолвие парит в этой камерной вечности, из которой словно выкачен ток времени.
Поэтичные и полные метафизическое смысла произведения Арпа часто включают рельефные скульптурные формы, напоминающие органические образования. Деревянные рельефы, подобные приведенному здесь, существуют в своем пространственном контексте, несоизмеримом с реальным миром.
Творчество Арпа тесно связано с несколькими важнейшими направлениями искусства первой половины XX века, особенно с деятельностью дадаистов. Живя в Цюрихе, Арп был завсегдатаем Кабаре Вольтер и участвовал в скандально известных хепенингах дадаистов, программно объединившихся в 1916 году.
Опыты Жана Арпа в технике коллажа и автоматического письма были навеяны идеями сюрреализма. Арп пробовал себя в поэзии и создал ряд удивительных по своему эмоциональному строю стихотворений. |
|
|
|
|
|