|
|
Ш СловарьМастера живописи и шпалерного искусства |
|
|
Ш Краткий словарь художественных терминов |
Школа в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников или последователей какого-либо художника (например, школа Караваджо или караваджизм) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (барбизонская школа).
Понятие "школа" применяется также к искусству, локализованному в определенном городе или регионе, если его своеобразие ярко выражено и имеет более или менее точные стилистические и хронологические границы (например, болонская школа, умбрийская школа, исфаханская школа).
Понятие "национальная школа" прилагается к искусству целой страны или народа, обладающему собственными, отличающими его от других чертами. |
Шпалера (нем. Spalier, от итал. spalliera),
стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные
ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения,
дающей характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Основными центрами шпалерного
производства, развивавшегося в Европе с 12–13 веков, были Париж, Аррас, Турне, с
конца 15 столетия – Брюссель, где в начале 16 века была исполнена по картонам Рафаэля
серия "Деяния апостолов", а в 17 столетии – серии шпалер по картонам П.П. Рубенса.
Крупные художники руководили созданными в 17 веке во Франции большими королевскими
мануфактурами, производившими один из видов шпалер – гобелены. Излюбленные темы
шпалер 17–18 веков – мифологические и исторические сюжеты, аллегории, охотничьи
сцены, пасторали, пейзажи; в 19 столетии шпалеры, как правило, полностью перенимали
композицию станковой картины. Возрождение шпалерного искусства началось в
середины 20 века на совершенно новых стилистических основаниях. |
Штрих (нем. Strich), черта, линия,
выполняемая одним движением руки. С помощью штрихов передаются контур и форма
фигур и предметов. Определенная система нанесения штрихов, штриховка (при
которой штрихи, могут в восприятии сливаться в сплошное тоновое пятно),
позволяет передавать светотеневые градации, достигать впечатления объемности и
пластичности формы. |
|
|
|
|
|