|
|
С СловарьЖивописцы, граверы, зодчие, мастера иконописи |
|
|
С |
Художники, скульпторы, архитекторы |
Эпоха, стиль, жанр |
Саверей Рулант ☼ Savery Roelandt |
Барокко, анимализм |
Савольдо Джованни ☼ Savoldo Giovanni |
Возрождение |
Сальвиати Франческо ☼ Salviati Francesco Cecchino |
Маньеризм |
Сангалло Джулиано ☼ Sangallo Giuliano |
Кватроченто Архитектура |
Санмикели Микеле ☼ Sanmicheli Michele |
Возрождение Архитектура |
Сано ди Пьетро ☼ Sano di Pietro |
Кватроченто |
Сансовинo Андреа Контуччи ☼ Sansovino Contucci |
Ренессанс Скульптура |
Сансовинo Якопо Татти ☼ Sansovino Tatti |
Позднее Возрождение |
Сассетта Стефано ☼ Sassetta |
Готика и Проторенессанс |
Себастьяно дель Пьомбо ☼ Sebastiano del Piombo |
Высокое Возрождение |
Сегантини Джованни ☼ Segantini Giovanni |
Реализм и Символизм |
Сегерс Херкюлес ☼ Seghers Hercules |
Барокко, пейзаж |
Сезанн Поль ☼ Сezanne Paul |
Постимпрессионизм |
Сент-Обен Габриель ☼ Saint-Aubin Gabriel |
Рококо |
Сера Жорж ☼ Seurat Georges |
Неоимпрессионизм |
Серов Валентин ☼ Serov Valentin |
Реализм |
Сиберехтс Ян ☼ Siberechts Jan |
Барокко, бытовой жанр, пейзаж |
Синьорелли Лука ☼ Signorelli Luca |
Раннее Возрождение |
Синьяк Поль ☼ Signac Paul |
Постимпрессионизм |
Сислей Альфред ☼ Sisley Alfred |
Импрессионизм |
Скорел Ян ван ☼ Scorel Jan van |
Возрождение, романизм |
Слютер Клаус ☼ Sluter Claus |
Готическое искусство |
Снейдерс Франс ☼ Snyders Frans |
Барокко, натюрморт |
Содома ☼ Sodoma Giovanni Antonio |
Ренессанс |
Солимена Франческо ☼ Solimena Francesco |
Барокко |
Спенс Рафаэлла ☼ Spence Raphaella |
Гиперреализм |
Сталь Никола ☼ Stael Nicolas |
Абстракционизм |
Стейнлен Теофиль-Александр ☼ Steinlen Theophile |
Модерн, графика |
Стен Ян ☼ Steen Jan |
Барокко, бытовой жанр |
Строцци Бернардо ☼ Strozzi Bernardo |
Позднее Барокко |
Сурбаран Франсиско ☼ Zurbaran Francisco |
Испанское Барокко |
Суриков Василий ☼ Surikov Vasily |
Исторический жанр |
Сулаж Пьер ☼ Soulages Pierre |
Абстракционизм |
Суфло Жак Жермен ☼ Soufflot Jacques Germain |
Классицизм Архитектура |
С Краткий словарь художественных терминов |
Салонное искусство (от "салонов" – официальных художественных выставок во Франции, в 1737–1848 проводившихся в "Квадратном салоне" Лувра), нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной многозначительности, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Первоначально относившийся к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, со временем термин
"Салонное искусство" стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам,
ее зависимость от модных поветрий. |
Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguines–
кроваво-красный), карандаши без оправы различных красно-коричневых тонов из
каолина и окислов железа. Рисунки Сангиной очень живописны; во время работы ее
можно смачивать, что позволяет разнообразить толщину и плотность штриха, удалять
неудачные линии. Известная с эпохи Возрождения (рисунки Леонардо да Винчи,
Рафаэля и др.), техника сангины получила большое распространение в 17–18
веках (рисунки с натуры П.П. Рубенса, А. Ватто ,Ж.О. Фрагонара, Ж.Б.С. Шардена). |
Светотень, градации светлого и темного,
распределение различных по яркости цветов, позволяющее воспринимать изображаемый
предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Теория светотени, к
возможностям которой прибегали уже античные живописцы, разрабатывалась мастерами
итальянского Возрождения, в том числе Леонардо да Винчи. |
Севильская школа, одна из основных
художественных школ Испании с центром в городе Севилья. Стремление к
чувственно-достоверной передаче действительности, сказавшееся уже в севильской
живописи 15 – начала 16 веков, ярко проявилось в конце 16 – 1-й половины 17
столетий (произведения Ф. де Эрреры Старшего, Ф. Пачеко и др.). Для Севильской школы
эпохи расцвета (творчество Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, Б.Э. Мурильо) характерны
глубокий демократизм образов, конкретность художественного языка, внимание к
проблемам колорита и светотени. |
Сепия (лат. sepia, от греч. sepia –
каракатица), светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия
изготовлялась из чернильного мешка морского моллюска – сепии. сепией именуется
также распространенный с середины 18 века вид графической техники, рисование пером
или кистью с использованием этой краски (произведения Ж.О. Фрагонара и др.). |
Сиенская школа, одна из художественных школ
Италии с центром в городе Сиена. Сложившаяся в 13 веке, Сиенская школа исходила из
традиций итало-византийской и готической живописи. В период расцвета школы в 13
– 1-й половине 14 столетий ее мастера (Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини и др.)
создавали произведения, отмеченные одухотворенным лиризмом, эмоциональной
насыщенностью мягкого колорита, утонченностью линейного ритма; тесно связана с
исканиями Джотто и творчеством флорентийских мастеров Проторенессанса живопись
братьев Лоренцетти. В 15 веке важнейшими чертами Сиенской школы оставались
утонченный декоративизм, лирическая созерцательность образного строя, атмосфера
сказочности. В 16 столетии Сиенская школа постепенно утратила свое ведущее значение. |
Стаффаж (нем. Staffage, от staffieren –
украшать картины фигурами), фигуры людей и животных, изображаемые в пейзаже для
"оживления" ландшафтного вида и имеющие в сравнении с основным мотивом
второстепенное значение. стаффаж получил распространение главным образом в
живописи 17 века; иногда стаффажные фигуры выполнялись не автором пейзажа, а
другими живописцами. |
Стилизация, намеренная имитация или свободное
истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для
определенного автора, течения, направления, национальной школы и т.п. "Ретроспективистская"
стилизация искусства 15 века в творчестве назарейцев в Германии, стилизация
классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т.д. В другом
смысле стилизация – декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов,
упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых соотношений. В
декоративном искусстве стилизация – закономерный способ ритмической организации
целого, в изобразительное искусство она вносит черты повышенного декоративизма. |
Стиль (лат. stilus, stylus от греч. stylos –
остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы,
выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных
совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное
художественное направление или манера отдельного художника. В искусствознании
особо выделяются исторические стили – этапы развития искусства, когда
вырабатывалась цельная система, охватывающая различные виды художественной
культуры, обладающая формальным и содержательным единством, создающая единый
образно-пластический строй в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи,
декоративного искусства (романский стиль, готика, Возрождение, барокко,
классицизм и др.). |
Сфумато (итал. sfumato – затушеванный, буквально –
исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов и фигур,
светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их
воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был впервые
теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи. |
|
|
|
|