|
|
У СловарьМастера изобразительного искусства и зодчие |
|
|
У Краткий словарь художественных терминов |
Уголь, материал для рисования из обожженной липы, ивы и других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка с добавлением растительного клея.
Уголь как художественный материал отличается бархатистостью штриха, возможностью сочетать линию с пятном и тональными эффектами. |
Укиё-Э (буквально – образы быстротекущего
мира), направление в японской живописи и графике периода Эдо (1614–1868).
Ведущими жанрами направления стали "будзин-га" или "изображение красавиц" (в
живописи и графике) и "якуся-э" или "изображения актеров" (в графике). В
живописи точность внешней характеристики персонажей сочеталась с чертами
условной декоративности – золотыми плоскостными фонами, цветовой насыщенностью
колоритов и т.д. Для ранних обрезных ксилографий укиё-э (1680–1760-е годы),
выполнявшихся сначала с подкраской от руки, а затем с использованием техники
многоцветной печати, характерно воплощение здоровой, полнокровной женской
красоты (Хисикава Моронобу и др.). На следующем этапе развития гравюры укиё-э
(середины 1760-х годов – 1800) расширились ее выразительные возможности, образы
красавиц обрели большую утонченность и, одновременно, конкретность (Судзуки
Харунобу), получив в поясных портретах Китагава Утамаро характер национального
идеала женской красоты. Большой эмоциональности и острой характерности достигли
образы актеров в творчестве Тёсюсай Сяраку. Последний период укиё-э (1800–1868)
отмечен расцветом пейзажного жанра в творчестве Кацусика Хокусай и Андо
Хиросигэ. |
Умбрийская школа, живописная школа Италии 13
– начала 16 вв. с центром в городе Перуджа. В творчестве мастеров Умбрийской
школы, в конце 14 – начале 15 веков бывшей значительным центром позднеготического
итальянского искусства, со 2-й половины 15 столетия возобладали принципы культуры
Раннего Возрождения (работы Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккьо, раннего
Рафаэля). Для Умбрийской школы характерны тонкий лиризм, плавность и
музыкальность линейных ритмов, ощущение поэтической гармонии человека и природы,
мягкость колористических решений. |
|
|
|
|
|