|
|
Ч СловарьХудожники, архитекторы, ваятели, граверы, иконописцы |
|
|
Ч Краткий словарь художественных терминов |
Часовня, в архитектуре
небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря.
Мировую известность приобрела купольная часовня-ротонда Темпьетто архитектора
эпохи Возрождения Донато Браманте во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио в
Риме (1502). В этой небольшой часовне, окруженной дорической колоннадой и
расчлененной в обоих ярусах полукруглыми нишами, Браманте достиг наибольшей
пластической цельности и ясности. Поиски Браманте совершенного центрического
сооружения во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими
архитекторами. |
Чеканка,
1) отделочная операция объемной штамповки — обжатие изделия в чистовом штампе
для повышения точности размеров и качества поверхности (например, при
изготовлении монет, медалей, точных деталей);
2) Получение рельефных изображений на тонких металлических листах (главным
образом медных) путем ручной выколотки;
3) Отделка поверхности изделий художественного литья с целью устранения мелких
дефектов. |
Ченстоховская Икона
Божией Матери (Одигитрия), одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии.
Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после
присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского
монастыря в Ченстохове. История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В
первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о
Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с
константинопольской Одигитрией. В 1430 икона была повреждена
иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле
западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана,
передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей. Ченстоховская
икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире;
имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и
католических храмах. Празднование в России — 6 (19) марта, в католическом мире —
27 августа (9 сентября). |
Чернение, создание на
поверхности металлических изделий тонкой оксидной (сталь, чугун) или сульфидной
(серебро) пленки. Чернение стали — разновидность воронения. |
Четверик, в русской и
украинской архитектуре (преимущественно 17-18 века) четырехгранное в плане сооружение
или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с
восьмигранной частью («восьмерик на четверик»). |
Четыре Искусства, общество
художников (1924-1931) в Москве. Включало главным образом бывших членов «Мира
искусства» и «Голубой розы» — живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов
(Л. А. Бруни, И. В. Клюн, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. А.
Фаворский, И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В.
И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев). Члены общества стремились к высокому
профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче
действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы
современного градостроительства. Общество организовывало выставки в Москве
(1925, 1926, 1929) и Ленинграде (1928). |
|
|
|
|
|